Север и рынок. 2019, № 3.

Инвестиции в основной капитал на душу населения в Республике Коми, 2005, 2010, 2015-2017 гг., тыс. руб/чел. Таблица 2 Республика, муниципалитеты 2005 2010 2015 2016 2017 Темпы роста, % 2010-2017 2015-2017 Республика Коми 52,3 124,9 198,3 235,4 153,8 123 78 Городские округа 67,9 117,9 232,9 280,6 205,3 174 88 Пригородные районы 32,3 158,5 157,3 182,8 68,2 43 43 Периферийные районы 15,7 12,1 27,1 26,3 18,2 150 67 Примечание. Составлено автором по: Городские округа и муниципальные районы Республики Коми. 2018: стат. сб. // Комистат. 2018. Доходность производства крайне низка в сельхозорганизациях периферийных муниципалитетов. Оценка их финансового состояния показала, что они не имеют собственных источников для пополнения оборотных средств и полностью зависят от государственной инвестиционной политики [10]. Проводимая инвестиционная политика региона приводит к консервации, технической отсталости и убыточности сельхозпроизводства на периферии [9]. В состав сельской экономики целесообразно также включить блок муниципальных финансов, в таблице 3 показаны доходы и расходы муниципальных бюджетов Республики Коми. Доходы муниципальных бюджетов муниципальных образований за последние пять лет в номинальном выражении выросли незначительно и примерно пропорционально по группам муниципалитетов. Учитывая достаточно высокий уровень инфляции, можно констатировать, что реальные финансовые возможности муниципалитетов уменьшились. Следует отметить, что значительная часть доходов местных бюджетов (в 2017 г. -- 36,8 % городских округов, 67,6 % -- пригородных районов и 73,5 % -- периферийных муниципальных образований) составляют безвозмездные поступления из бюджетов вышестоящих уровней. При этом 52-54 % доходов местных районных бюджетов (субсидии и субвенции) имеют строго целевое назначение. Поэтому формирование самостоятельной муниципальной финансовой основы остается очень важной задачей. Таблица 3 Доходы муниципальных бюджетов Республики Коми, 2012-2017 гг., млн руб. Группы муниципалитетов 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Темпы роста за 2012-2017 гг., % Городские округа 18352 17824 18747 17903 18964 18665 101,7 Пригородные районы 7755 8200 9335 8859 8112 8040 103,7 Периферийные районы 4467 4725 5034 4592 4642 4663 104,4 Примечание. Составлено автором по: Городские округа и муниципальные районы Республики Коми. 2018: стат. сб. // Комистат. 2018. Доходы и расходы муниципальных бюджетов на душу населения за последние три года в номинальном выражении сократились во всех группах муниципальных районов (табл. 4), при этом наибольшее сокращение произошло в пригородных районах -- на 10 и 8 % соответственно, в периферийных -- на 3 и 1 % соответственно. Эту тенденцию можно охарактеризовать как негативную, учитывая направленность местных бюджетов на финансирование дошкольного и общего школьного образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, муниципальной экономики. Таблица 4 Доходы и расходы муниципальных бюджетов Республики Коми на душу населения, 2005, 2010-2017 гг., тыс. руб/чел. Группы муниципалитетов 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Темпы роста, % 2012-2017 гг. | 2014-2017 гг. Доходы Городские округа 14,0 21,6 26,1 32,8 32,1 33,9 32,6 34,7 34,4 105 101 Пригородные районы 13,8 21,0 26,6 34,0 36,4 42,0 40,4 37,5 37,7 111 90 Периферийные районы 17,1 28,2 34,0 45,8 49,4 53,6 49,8 51,1 52,0 114 97 Расходы Городские округа 13,6 22,1 26,3 32,0 33,0 34,9 33,3 35,8 34,8 109 100 Пригородные районы 13,5 21,6 24,8 31,5 37,5 42,4 42,2 38,5 38,9 123 92 Периферийные районы 16,8 27,8 33,4 43,4 49,5 53,8 52,0 51,2 53,2 123 99 Примечание. Составлено автором по: Городские округа и муниципальные районы Республики Коми. 2018: стат. сб. // Комистат. 2018. 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz