Север и рынок. 2019, № 3.

В целом результаты исследования показали, что дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры основных портов ЕиПСР связано с осуществлением крупных проектов по строительству заводов и реализации СПГ. Среди основных портов ЕиПСР в среднесрочной перспективе существенный рост объемов грузооборота следует ожидать для Сабетты и Мурманска, что объясняется наличием и реализацией перспективных планов по развитию их мощностей. Также результаты исследования показали, что развитие мощностных характеристик основных морских портов на ЕиПСР связано с имеющимися ограничениями пропускной способности железнодорожных подходов к ним. Достижение целевых показателей по увеличению объемов перевозок по СМП до 80 млн т/год к 2024 г., обозначенных в указе Президента РФ 1 , планируется выполнить в первую очередь за счет реализации проектов ПАО «Новатэк» по строительству заводов сжиженного природного газа -- «Ямал СПГ» (п-ов Ямал) и «Арктик СПГ-2» (Гыданский п-ов). Вывоз и доставка до потребителей такого объема грузов (около 80 млн т/год) потребует не только строительства необходимой портовой и подъездной инфраструктуры, но и наличие ледоколов и транспортного флота ледового класса. При этом необходимо учитывать как увеличивающуюся международную конкуренцию в Арктике [21], так и растущий интерес к СМП со стороны азиатских государств 2 . Выводы В целом результаты проведенного исследования показали, что прогнозируемый рост объемов грузооборота основных морских портов ЕиПСР и объема грузовых перевозок по СМП потребует увеличения мощностей портов и соответствующих транспортных подходов к ним. Оценка текущих провозных и пропускных способностей транспортных путей на ЕиПСР показала необходимость усиления транспортных подходов к АТС, в том числе за счет нового строительства железнодорожных магистралей на ЕиПСР. При этом перспективы развития АТС связаны во многом с усилением роли СМП в формирования перспективных грузопотоков нефти и газа ямальских месторождений. В этой связи развитие транспортных подходов к АТС приобретает большую значимость и соответственно требует более детальных исследований. Литература 1. Басангова К. М. Арктическая транспортная система как фактор развития северных территорий // Проблемы современной экономики. 2011. № 4 (40). С. 280-282. 2. Серова В. А. Транспортная инфраструктура Арктической зоны: новый этап развития // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. № 2 (39). С. 31-35. 3. Современные проблемы и перспективы развития Арктического газопромышленного комплекса / под ред. С. Ю.Козьменко, В. С. Селина. Апатиты: КНЦ РАН, 2017. 228 с. 4. Сценарный прогноз развития Северного морского пути / Н. И. Комков и др. // Проблемы прогнозирования. 2016. № 2 (155). С. 87-98. 5. Факторный анализ и прогноз грузопотоков Северного морского пути / под ред. В. С. Селина, С. Ю. Козьменко. Апатиты: КНЦ РАН, 2015. 335 с. 6. Проблемы Северного морского пути / отв. ред. А. Г. Гранберг, В. И. Пересыпкин. М.: Наука, 2006. 581 с. 7. Половинкин В. Н., Фомичев А. Б. Перспективные направления и проблемы развития Арктической транспортной системы Российской Федерации в XXI веке // Арктика: экология и экономика. 2012. № 3 (7). С. 74-83. 8. Структура и динамика грузоперевозок по Северному морскому пути: история, настоящее и перспективы / В. В. Рукша и др. // Арктика: экология и экономика. 2015. № 4 (20). С. 104-110. 9. Касаткин Р. Г. Роль Северного морского пути в Арктической транспортной системе // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 23 (80). С. 50-55. 10. Cole S., Izmalkov S., Sjoberg E. Games in the Arctic: applying game theory insights to Arctic challenger // Polar research. 2014. Vol. 33, 23357 P. 1-13. DOI: 10.3402/polar.v33.23357 11. Aston F. Rise of the icebreaker // Engineering & Technology. 2017. February. P. 48-51. 1 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 (в ред. от 19.07.2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 2 China's Arctic policy. The State Council Information Office of the People's Republic of China. URL: http://english.gov.cn/archive/white_paper/2018/01/26/content_281476026660336.htm (дата обращения: 02.04.2019). 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz