Север и рынок. 2019, № 3.
Проект «Баренцкомур», предусматривающий строительство железнодорожной магистрали по маршруту Индига - Ухта (Сосногорск) - Троицко-Печорск - Полуночное, позволит сократить расстояние перевозки грузов [17] со Среднего Урала и Сибири до бухты Индига на 250 км, чем в порт Архангельск. При этом строительство порта в бухте Индига с развитой припортовой инфраструктурой, расположенного в удалении от государственной границы РФ и имеющего выход в Северный ледовитый океан, станет не только важной составляющей национальной транспортной безопасности страны, но и будет способствовать экономическому развитию территории ЕиПСР. Порт Нарьян-Мар имеет водное (морское и речное) сообщение, а также автомобильное -- в зимнее время (строящаяся автодорога Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар должна обеспечить круглогодичную транспортную доступность региона). Планов по развитию мощностей порта нет. Терминал Варандей (12,1 млн т/год) обладает автомобильным сообщением в зимнее время, а круглогодичное сообщение обеспечивается воздушным транспортом. В настоящее время грузооборот порта составляет около 8 млн т/год (рис. 2). Дальнейшее развитие порта Варандей может быть связано со строительством новых нефтепроводов от разрабатываемых и перспективных месторождений, расположенных в Ненецком автономном округе. Это позволит повысить текущую загрузку терминала в соответствии с его текущими мощностями. В 2018 г. грузооборот порта Сабетта достиг почти 18 млн т (табл. 1). Объемы грузооборота порта росли по мере ввода в эксплуатацию трех линий завода по производству сжиженного природного газа (проект «Сабетта СПГ»). В настоящее время в рамках реализации этого проекта планируется осуществить строительство 1 четвертой дополнительной линии мощностью 0,9 млн т/год. Также следует отметить, что объемы перекачиваемой нефти c Новопортовского месторождения через арктический нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» (до 8,5 млн т/год) учитываются в грузообороте порта Сабетта (по итогам за 2018 г. на Новопортовском месторождении 2 было добыто 7,1 млн т нефти, его планируется вывести на проектную мощность к 2020 г.). Предусмотрена возможность наращивания грузооборота порта 3 до 30 млн т/год (сжиженный природный газ -- до 25 млн т/год, газовый конденсат -- до 1,5 млн т/год, нефть -- до 3,5 млн т/год). Перспективы развития порта Сабетта в первую очередь связаны с реализацией проектов «Арктик СПГ-2» (строительство завода СПГ на Гыданском п-ове) и «Северный широтный ход-2» (строительство железной дороги Бованенково - Сабетта к 2022-2023 гг.). Проект «Арктик СПГ-2» 4 (ПАО «Новатэк») предполагает на базе Утреннего месторождения строительство к 2024 г. завода СПГ мощностью 19,8 млн т/год (три технологические линии по 6,6 млн т/год каждая). Несмотря на то, что само месторождение расположено на п-ове Гыдан, терминал Утренний включен в состав морского порта Сабетта. При этом следует отметить, что ПАО «Новатэк» вблизи порта Сабетта 5 к 2022-2023 гг. на базе Верхнетиутейского и Западно-Сеяхинского месторождений планирует также осуществить строительство завода «Обский СПГ» мощностью 4,8 млн т/год. Проект строительства железнодорожной линии необщего пользования Бованенково - Сабетта 6 («Северный широтный ход-2») протяженностью более 170 км планируется осуществить в рамках концессионного соглашения, пропускная способность 7-14 млн т/год. При этом предусмотрена возможность увеличения ее пропускной способности до 35 млн т/год и строительство второго пути. 1 Годовой отчет 2018. Усиление позиции на мировом рынке СПГ // ПАО «Новатэк». URL: www.novatek.ru/ common/tool/stat.php?doc=/common/upload/doc/2018_BOOK_RUS_interactive[1].pdf (дата обращения: 08.07.2019). 2 Годовой отчет 2018. Стремимся к большему // ПАО «Газпром нефть». URL: ir.gazprom - neft.ru/ fileadmin/user_upload/documents/annual_reports/2018_annual_report_ru.pdf (дата обращения: 08.07.2019). 3 Строительство объектов морского порта Сабетта // Федеральное агентство морского и речного транспорта. URL: http://www.morflot.ru/deyatelnost/napravleniya_deyatelnosti/ portyi_rf/ infrastrukturnyie_proektyi_v_sfere_morskogo_transporta/stroitelstvo_objektov_morskogo_porta_sabetta.html (дата обращения: 21.03.2019). 4 Годовой отчет 2018. Усилия позиции на мировом рынке СПГ // ПАО «Новатэк». URL: www.novatek.ru/common/ tool/stat.php?doc=/common/upload/doc/2018_BOOK_RUS_interactive[1].pdf (дата обращения: 08.07.2019). 5 «Новатэк» планирует принять инвестрешение по «Обскому СПГ» в 2019 году // Информ. портал «Морские вести России». URL: http://www/morvesti.ru/detal.php?ID=78723 (дата обращения: 08.07.2019).; «Новатэк» планирует в конце 2022 г. запустить «Обский СПГ» в Сабетте на 4,8 млн тонн // ПРАЙМ. URL: https://1prime.ru/energy/20190521/829995035.html (дата обращения: 08.07.2019). 6 Группа строительных компаний «ВИС» победила в конкурсе на строительство железнодорожной линии Бованенково - Сабетта на принципах ГЧП // Группа «ВИС». URL: https://vis-group.ru/pressroom/news/ gruppa-stroitelnykh-kompaniy-vis-pobedila-v-konkurse-na-stroitelstvo-zheleznodorozhnoy-linii-bovanen/?sphrase_id=9241 (дата обращения: 08.07.2019). 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz