Север и рынок. 2019, № 3.
Для комплексного развития АТС России необходимо обеспечить взаимодействие всех видов транспорта (морского, наземного и воздушного). В настоящее время основное взаимодействие в крупных портах ЕиПСР (Мурманск и Архангельск) осуществляется между морским и железнодорожным видами транспорта, также существуют проекты развития портовых мощностей на рассматриваемой территории, связанные со строительством в первую очередь железнодорожных подходов ним. Как отмечалось в работе [16], Мурманский порт , работающий на пределе своей пропускной способности, имеет железнодорожные (20-25 млн т/год) 1 и автомобильные подходы -- автомобильная дорога федерального значения Р-21 «Кола»: Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск - граница с Норвегией. Рост в 2018 г. грузооборота морского порта Мурманск связан с деятельностью танкера-накопителя «Умба» (где каждая перекачанная тонна нефти учитывается в общем объеме грузооборота порта дважды). Существующие планы по развитию Мурманского морского порта (до 78,1 млн т/год) предусматривают строительство новых угольных, нефтяных и контейнерных терминалов и увеличение мощности железнодорожных подходов к нему (двухпутный участок Волховстрой - Мурманск 2 ). Так, согласно «Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г.» 3 в рамках реализации мероприятий по комплексному развитию Мурманского транспортная узла должен быть построен угольный терминал «Лавна», который позволит увеличить мощность порта на 18 млн т. Кроме того, в 2019 г. Правительство РФ утвердило 4 инвестиционный проект строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Мурманской области ООО «Новатэк-Мурманск». Ввод в эксплуатацию комплекса, территория которого войдет 5 в границы морского порта Мурманск, намечен на 2022-2023 гг. Согласно планам 6 компании «Новатэк», которая рассчитывает в ближайшей перспективе существенно нарастить объемы добычи и производства сжиженного природного газа (СПГ), строительство перевалочного терминала на территории Мурманской области позволит ей повысить доходность торговли СПГ при использовании западного маршрута. Порт Кандалакша имеет железнодорожные (около 11 млн т/год) и автомобильные подходы, что позволяет увеличить грузооборот порта. Текущие мощности кандалакшского порта позволяют перерабатывать до 3 млн т грузов (табл. 2). Существуют планы по развитию порта, которые позволят увеличить его грузооборот в соответствии с мощностью имеющихся железнодорожных подходов. Архангельский порт имеет железнодорожные (около 18-20 млн т/год), автомобильные подходы (автомобильная трасса М-8 «Холмогоры») и водное сообщение. Планы его развития связаны со строительством 7 глубоководного района порта (к 2035 г. -- до 37,9 млн т/год) и железнодорожной магистрали «Белкомур» (оцениваемые грузопотоки: от Архангельска -- 8-12 млн т/ год; на Архангельск -- 14,5-20,5 млн т/ год). Следует отметить, что реализация проекта «Белкомур» (Архангельск - Сыктывкар - Соликамск - Пермь) позволит [17] не только сократить расстояние перевозки грузов по ряду маршрутов между Европой и Азией, но и перераспределит часть грузопотоков с портов Балтийского моря в порты Архангельска и Мурманска. Одним из приоритетных проектов развития Ненецкого автономного округа может стать строительство глубоководного незамерзающего порта в районе бухты Индига (30 млн т/ год и более) и строительство к нему железной дороги в рамках проекта «Баренцкомур» (оцениваемые грузопотоки: от Индиги -- 5 млн т/ год; на Индигу -- 15-20 млн т/год). В разное время для развития пос. Индига рассматривались проекты [17] по строительству трубопроводов, нефтяного терминала, строительства завода по производству СПГ (проект «Печора СПГ») -- ни один из этих проектов не был реализован. В настоящее время ведутся работы по проектированию нового порта 8 , строительство которого планируется начать в 2021 г., завершить работы -- к 2025 г. 1 Здесь и далее по тексту статьи в скобках приводятся авторские оценки мощностных характеристик. 2 Железнодорожные подходы к Мурманскому морскому узлу будут расширены // Морские вести России. URL: http://www.morvesti.ru/detal.php?ID=71079&sphrase_id=699188 (дата обращения: 07.05.2018). 3 Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г.»: распоряжение Правительства РФ от 30.09.2018 г. № 2101-р // Информ.-правовой портал ГАРАНТ.РУ . URL: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71975292/ (дата обращения: 16.10.2018). 4 План первоочередных мероприятий по реализации инвестиционного проекта «Морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Мурманской области»: распоряжение Правительства РФ от 26.04.2019 г. № 834-p // Правительство РФ. URL: https:/static.goverment.ru/media/files/ fVfbpYZcF4Xer3a7amTf91AGbuT1XHPd.pdf (дата обращения: 08.07.2019). 5 Там же. 6 Годовой отчет 2018. Усилия позиции на мировом рынке СПГ // ПАО «Новатэк». URL: www.novatek.ru/ common/tool/stat.php?doc=/common/upload/doc/2018_BOOK_RUS_interactive[1].pdf (дата обращения: 08.07.2019). 7 ОАО МК «Белкомур». URL: www.belkomur.com (дата обращения: 30.05.2019). 8 Порт Индига в Ненецком АО начнут строить в 2021 году, а закончат в 2025-м // Информ. портал «Морские вести России». URL: http://www.morvesti.ru/detail.php?ID=80383 (дата обращения: 05.09.2019). 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz