Север и рынок. 2019, № 3.

Социально-экономическое развитие АЗРФ -- национальный проект, реализация которого осуществляется на территории девяти субъектов РФ. При этом территории некоторых регионов полностью входят в Арктическую зону РФ, а территории других субъектов РФ являются участниками межрегионального проекта развития АЗРФ частью своих территорий. Таким образом, субъектами системы публичного управления проектом развития АЗРФ являются стейкхолдеры следующих территорий, входящих в Арктическую зону РФ: Республика Карелия (территории Беломорского, Лоухского, Кемского муниципальных районов), Республика Коми (территория муниципального образования городского округа «Воркута»), Республика Саха (Якутия) (территории Аллаиховского, Анабарского, Булунского, Нижнеколымского, Усть-Янского улусов), Красноярский край (территории городского округа города Норильска, Таймырского, Туруханского муниципальных районов), Архангельская область (территории муниципальных образований городов Архангельска, Новодвинска, Северодвинска, архипелага Новая Земля, Мезенского, Онежского, Приморского муниципальных районов), Мурманская область, Ненецкий автономный округ (входит в состав Архангельской области), Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ (входит в состав Тюменской области) 1 . Таким образом, при построении модели публичного управления развитием АЗРФ необходимо учитывать административно-территориальные взаимосвязи между его участниками как на межрегиональном, так и на региональных уровнях, так как в составе макрорегиона присутствуют территориальные образования, которые находятся в ареале администрирования и макрорегиона АЗРФ, и субъекта РФ. Экология публичного управления Арктической зоны РФ отличается сложными взаимоотношениями не только между традиционными субъектами «государство - регионы - муниципальные образования - корпорации - гражданское общество». На принятие управленческих решений по развитию макрорегиона огромное влияние оказывают геополитический и природно-климатический факторы, поэтому социально-экономические решения тесно связаны с внешнеполитическими и национальными. Здесь наиболее остро проявляется противоречивость национальных и корпоративных интересов, требуется неукоснительное соблюдение природоохранных и экологических норм. В связи со спецификой макрорегионального проекта развития АЗРФ, технологии публичного управления должны обеспечивать максимальный баланс интересов стейкхолдеров территории. Для решения проблемы формирования механизмов публичного управления сложной социально-экономической системой АЗРФ в условиях информациональной парадигмы развития общества на этапе анализа существующей ситуации необходимо: - представить состав стейкхолдеров территории -- акторов сетевой системы публичного управления развитием макрорегиона АЗРФ; - определить в действующей системе управления развитием АЗРФ элементы, отвечающие признакам сетевой модели публичного управления. Следует отметить, что внедрение отдельных технологий в отсутствие системной приверженности определенной концепции, снижает результативность системы публичного управления в целом. Так, в исследованиях ряда авторов выявлены следующие проблемы применения информационно-коммуникационных инструментов публичного управления инвестиционной деятельностью в регионах РФ вне принятия концепции процессного управления в качестве системообразующей: возникновение зон пересечения ответственности и зон безответственности в системе управления; дублирование ссылок между информационными ареалами объектов управления; отсутствие актуальной и полной информации в рамках одной консолидирующей информационно-коммуникационной площадки; отсутствие единообразия подачи информации на порталах различных регионов; краткосрочность временных рядов предоставляемых показателей [8-10]. Термин «сеть» (вещания, поставок, сервисная, профессиональная, дружественная) для публичного управления развитием территории определяет деятельность, сотрудничество или взаимное действие не столь широко, как когда он охватывает каждую человеческую связь. Центр внимания сетевого публичного управления выходит за рамки изучения неформальных и внутриорганизационных сетевых взаимодействий между людьми, а включает межорганизационные связи, которые возникают в результате взаимодействия между формальными организациями. Такие сети межорганизационного взаимодействия обеспечивают связь между общественной политикой, стратегическими целями развития общества и институциональными возможностями [11]. 1 О сухопутных территориях Арктической зоны РФ: указ президента РФ от 02 мая 2014 г. № 296 (ред. от 13 мая 2019 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz