Север и рынок. 2019, № 3.
Как показали расчеты (табл. 1) в работе большинства портов ЕиПСР при сохранении текущей динамики на прогнозируемый период 2019-2020 гг. следует ожидать роста объемов грузооборота. Для СМП ранее рассмотренные типы линий тренда сохранились и для описания динамики 2011-2018 гг. (рис. 4), изменились только коэффициенты уравнений и, соответственно, полученные по ним прогнозные оценки на 2019-2020 гг. Расчеты также показали (рис. 4) сохранение тенденции роста объема грузовых перевозок по СМП на 2019-2020 гг. В целом полученные результаты исследования показывают, что при выборе регрессионных моделей, описывающих изменение динамики грузооборота основных морских портов ЕиПСР и объема грузоперевозок по СМП, максимальное значение коэффициента детерминации ( R 2 ) не является определяющим. Из расчетов видны трудности в подборе «идеальной» математической модели регрессии (удовлетворяющей по уровню надежности F -критерию). Тем не менее полученные с помощью моделей регрессионного анализа прогнозные значения указывают на общую тенденцию увеличения грузооборота для основных морских портов ЕиПСР и перевозок по СМП. Оценка пропускных способностей транспортных путей Европейского и Приуральского Севера России и перспективы их увеличения Прогнозируемый рост объемов грузооборота основных портов ЕиПСР и перевозок по СМП предполагает увеличение мощностей портов. Это в свою очередь потребует увеличения провозных и пропускных способностей транспортных подходов к портам. Следует также отметить, что в сентябре 2018 г. Правительством РФ был утвержден «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г.» 1 . Согласно этому плану должны быть реализованы мероприятия по развитию портовой инфраструктуры Арктического бассейна, способствующие повышению провозной способности железнодорожных подходов к портам. Ниже, в таблице 2, представлена авторская оценка мощностей морских портов ЕиПСР. Таблица 2 Мощности морских портов Европейского и Приуральского Севера России Морской транспортный узел Мощность, млн т в год по реестру расчетная (перспективная) Мурманск 23,1 78,1 Кандалакша 3,0 11,0 Архангельск 11,8 49,7 Индига (перспективный) - 30,0 Нарьян-Мар 0,5 0,5 Варандей 12,1 12,1 Сабетта 16,5 30,0 Примечание. Мощность по реестру -- пропускная способность порта (для Архангельска и Мурманска -- с учетом провозной способности железнодорожных подходов к ним); расчетная (перспективная) -- показана с учетом средне- и долгосрочных планов развития портовой и железнодорожной инфраструктуры. Мощности по реестру портов (табл. 2) определялись на основании данных Росморречфлота 2 по морским портам Западной Арктики. Расчетная (перспективная) мощность: для Мурманска -- в соответствии с планами по развитию Мурманского транспортного узла; для Архангельска и Индиги -- проекты строительства глубоководных портов; для Нарьян-Мара и Варандея указаны текущие мощности; для Сабетты -- с учетом мощности строящегося завода «Арктик СПГ-2». Ниже по тесту статьи приводится более подробная характеристика, указанных в таблице 2 значений. 1 Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г.»: распоряжение Правительства РФ от 30.09.2018 г. № 2101-р // Информ.-правовой портал ГАРАНТ.РУ . URL: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71975292/ (дата обращения: 16.10.2018). 2 Порты Западной Арктики // Федеральное агентство морского и речного транспорта. URL: https://www.morflot.ru/deyatelnost/napravleniya_deyatelnosti/portyi_rf_reestr_mp/postyi_zapadnoy_arktiki.ht ml (дата обращения: 20.09.2018). 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz