Север и рынок. 2019, № 3.
Рис. 4. Объем перевозок грузов по СМП (при n = 8) Результаты исследования показали: большинство моделей (имеющие высокие значения коэффициентов детерминации R 2 > 0,85), не обладают статистической надежностью по F -критерию Фишера. Расчетные значения F -критерия Фишера (при уровне значимости 0,05) не превышают критические в четыре [18, c. 324] и более раза, поэтому такие модели нельзя применять для получения надежных прогнозов. Исключение составил порт Варандей: динамику его грузооборота позволяет описать линейное уравнение и получить прогнозные значения на 2018-2019 гг. (рис. 2). Расчеты также показали, что изменения объема перевозок грузов для СМП могут описываться двумя моделями (рис. 3), по которым были получены прогнозы на 2018-2019 гг. Удлинение динамического ряда до n = 8 (для Сабетты: n = 5) за счет включения в число наблюдений значений за 2018 г. позволило получить модели, обладающие большей статистической надежностью по F -критерию, за исключением порта Варандей (табл. 1). Таблица 1 Регрессионные модели для прогнозирования показателей работы основных морских портов ЕиПСР в 2019-2020 гг. № модели Морской транспортный узел Уравнение регрессии Значение R 2 (рассчитанный F -критерий) Данные по грузообороту, тыс. т 2017 г. факт. 2018 г. факт. 2019 г. прогноз по модели 2020 г. прогноз по модели 3 Мурманск y(x) = 1631,3x 2 - 9919,5x + 36496 0,9221 (29,607) 51670 60687 79355,8 100431,0 4 Кандалакша y ( x ) = 60,451 x 2 - 393,05 x + 1267,1 0,9162 (27,343) 1625 2000 2635,6 3395,4 5 Архангельск y ( x ) = 44,337 x 3 - 620,85 x 2 + 2127,9 x + 2770,9 0,9534 (27,304) 2400 2800 3954,8 6301,9 6 Варандей y ( x ) = 675, 1 x + 3077,6 0,8374 (22,173) 8280 7000 - - 7 Сабетта y ( x ) = 1565,6 x 2 - 5164,8 x + 4159,6 0,9970 (326,991) 7987 17744 29532,4 44720,4 Примечания: 1. При n = 8 (кроме порта Сабетта: n = 5). 2. Фактические значения за 2017-2018 гг. -- по данным: Ассоциация морских торговых портов. URL: https://mortport.com ; Росморречфлот. URL: https://www.morflot.ru . 3. Прогнозы на 2019-2020 гг. рассчитаны по приведенным в таблице 1 моделям (3-7). 4. Критические значения F -критерия для моделей (3, 4) при уровне значимости 0,05 составляют F^ = 5,786; для модели (5) — F up = 6,591; для модели (7) — F bp = 19. Для порта Варандей показана модель (6) с наилучшим уровнем надежности по F -критерию, прогнозы по ней не рассчитывались (знак «-» в таблице 1), так как расчетное значение F -критерия ( F = 22,173) не превышает критическое (F kp = 5,987) в 4 и более раза. 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz