Север и рынок. 2019, № 3.
В настоящее время научно-исследовательские работы, рассматривающие вопросы транспортного обеспечения Арктики выполняются как отечественными, так и зарубежными исследователями. Так, отечественные авторы в современных исследованиях рассматривают вопросы развития АТС и функционирования Северного морского пути (СМП) с учетом освоения нефтегазовых ресурсов региона. В работе К. М. Басанговой [1] указывается, что в освоении ресурсного потенциала Арктической зоны главенствующая роль принадлежит АТС. В. А. Серовой [2] рассматриваются крупные транспортные проекты, реализация которых непосредственно повлияет на развитие Арктики. В работе коллектива авторов [3] исследуются вопросы развития газопромышленного комплекса в Арктической зоне и СМП. Анализ грузопотоков по СМП рассматривались в работах В. С. Селина [4], С. Ю. Козьменко [5], А. Г. Гранберга [6], В. Н. Половинкина [7], В. В. Рукши [8], Р. Г. Касаткина [9] и др. Научные подходы к пониманию арктических проблем на основе теории игр рассмотрены международной группой ученых [10]. При этом в современных работах зарубежных исследователей уделяется большое внимание вопросам развития СМП и состояния ледокольного флота. Так, оценка ледокольного флота государств, имеющих интересы в Арктике, приводится в статье Ф. Астона [11]. Экономические расчеты по использованию СМП как транспортного маршрута между Европой и Азией приводятся в работах европейских авторов [12, 13]. Французские ученые [14] оценили техническую и экономическую возможность использования СМП для контейнерных перевозок. Интерес к СМП проявляют исследователи стран Юго-Восточной Азии. Так, в работе малазийских авторов [15] рассматриваются вопросы усиления влияния СМП на судоходную деятельность в Малаккском проливе, являющимся одним из ключевых международных торговых путей. В работе [16] были представлены данные о состоянии морских портов Европейского и Приуральского Севера России (ЕиПСР), транспортных подходов к ним и перспективах их развития. Инфраструктурные ограничения в работе морских портов на рассматриваемой территории подробно рассмотрены в работе [17]. На основе этих данных предлагается оценить провозные и пропускные способности транспортных путей ЕиПСР, рассмотреть основные направления развития транспортных подходов, удовлетворяющих потребностям АТС, и использовать прикладной регрессионный анализ для расчета прогнозных показателей грузооборота портов западной части Арктики, расположенных на территории ЕиПСР. Результаты данного исследования являются продолжением работ [16, 17] в области функционирования и развития арктической транспортной системы России. Подбор линии тренда методами регрессионного анализа Один из ключевых ориентиров по развитию Северного морского пути -- увеличение грузооборота по нему до 80 млн т -- определен Указом 1 Президента РФ. С помощью методов регрессионного анализа [18] была оценена достижимость целевых показателей объема перевозок по СМП и проанализированы линии трендов грузооборота основных портов ЕиПСР (Мурманск, Кандалакша, Архангельск, Нарьян-Мар, Варандей, Сабетта). На основе данных об объемах грузооборота основных портов ЕиПСР и по СМП за 2011-2017 гг. (рис. 1) были разработаны полиноминальные регрессионные модели, проведен их анализ и иллюстрировано соответствие прогнозных значений с фактическими за 2018 г. (рис. 2-4). Число наблюдений ( n ) для каждого морского транспортного узла -- основного порта ЕиПСР и объемов перевозок по СМП было принято равным 7. Исключение составил порт Сабетта ( n = 4), поскольку он введен в эксплуатацию в 2014 г. Исходя из принятой для исследования длины временного ряда (рис. 1) отсутствует целесообразность рассмотрения полиноминальных моделей с большим числом степеней (5-6), для Сабетты -- три и более. Методика расчета и анализа регрессионных моделей подробно описана в работах известных исследователей: Н. Дрейпера и Г. Смита [18], Т. Андерсона [19], Э. Хеннана [20] и др. В настоящее время для полиноминальных регрессий трудно найти устойчивые оценки параметров, поэтому задача регрессионного анализа состоит в том, чтобы наилучшим способом использовать имеющиеся данные и указать степень достоверности оценок, основанных на ограниченном статистическом материале. Для всех уравнений регрессий y ( x ) -- прогнозируемые объемы грузооборотов портов и перевозки грузов по СМП, x -- сопутствующая переменная, равная временному периоду. Все расчеты осуществились в MS Excel. 1 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 (в ред. от 19.07.2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz