Север и рынок. 2019, № 3.
DOI: 10.25702/KSC.2220-802X.2019.65.3. 63-73 УДК 338.47:656 (985) А. Н. Киселенко доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель лаборатории проблем транспорта Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, г. Сыктывкар, Россия П. А. Малащук кандитат технических наук, старший научный сотрудник лаборатории проблем транспорта Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, г. Сыктывкар, Россия Е. Ю. Сундуков кандитат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории проблем транспорта Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, г. Сыктывкар, Россия И. В. Фомина научный сотрудник лаборатории проблем транспорта Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, г. Сыктывкар, Россия ПРОГНОЗНЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПОДХОДОВ К ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ АРКТИЧЕСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ 1 Аннотация. Актуальность темы исследования заключается во всевозрастающей роли Арктической транспортной системы в современной экономике России. Для успешного функционирования Арктической транспортной системы необходимо обеспечить ее транспортными подходами. Цель работы состоит в определении соответствия существующих провозных и пропускных способностей транспортных путей на Европейском и Приуральском Севере России потребностям западной части Арктической транспортной системы. Новизна исследования заключается в необходимости оценки мощностных характеристик транспортных подходов основных портов Европейского и Приуральского Севера России для удовлетворения текущих и перспективных потребностей западной части Арктической транспортной системы России. Полученные с помощью моделей прикладного регрессионного анализа прогнозные значения для основных морских портов Европейского и Приуральского Севера России указывают тенденцию увеличения объемов грузооборота в портах Мурманск и Сабетта и перевозок грузов по Северному морскому пути. Сделана оценка текущих и перспективных пропускных способностей транспортных путей Европейского и Приуральского Севера России, определены перспективы их увеличения. В работе рассматриваются наличие и перспективы строительства железнодорожных подходов к западной части Арктической транспортной системы. Показано, что одним из мероприятий по достижению целевых показателей увеличения объемов перевозок в Арктике будет строительство глубоководного морского порта в бухте Индига и железнодорожного подхода к нему. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что для успешного функционирования западной части Арктической транспортной системы в настоящее время требуется строительство соответствующей портовой и подъездной инфраструктуры к ней. Дальнейшие перспективы исследования в рассматриваемой области связаны с усилением роли Северного морского пути в развитии Арктической транспортной системы России. Ключевые слова: Арктическая транспортная система, Европейский и Приуральский Север, Северный морской путь, морской порт, транспортный подход, перспектива развития. 1 Работа выполнена в рамках проекта № 18-9-7-15 «Анализ и прогноз обеспечения Арктической транспортной системы транспортными подходами на Европейском и Приуральском Севере России» Комплексной программы УрО РАН 2018-2020 гг. 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz