Север и рынок. 2019, № 3.

Экологические факторы энергообеспечения Экосистемы северных территорий отличаются повышенной чувствительностью к антропогенному воздействию. Концепция освоения Севера с конца 1940-х гг. предполагала приоритет развития промышленности. Одним из последствий форсированного развития промышленности стало возникновение множественных очагов техногенного загрязнения и в целом деградация природной среды. В настоящее время наблюдается продолжение разрушения поверхностного слоя тундры, загрязнение атмосферы и водоемов, снижение запасов биологических ресурсов. ТЭК вносит значительный вклад в загрязнение окружающей природной среды. Предприятия электро- и теплоэнергетики являются источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в водоемы, производят тепловое загрязнение. В районах, в которых организованы геологоразведочные работы или добыча углеводородного сырья, основные антропогенные нагрузки связаны с выполнением буровых работ, с прокладкой и функционированием нефте-, газо-, продуктопроводов, с созданием искусственных хранилищ углеводородов и прочих сооружений. Необходимость сохранения окружающей природной среды предъявляет повышенные экологические требования к процессам освоения природных ресурсов, в том числе энергетических, имеющихся в арктических регионах. Защите окружающей среды будут способствовать повышение энергоэффективности, использование современных очистных сооружений, утилизация попутного нефтяного газа, контроль за соблюдением экологических норм. Положительные эффекты может дать взаимодействие органов государственной власти с крупными предприятиями ТЭК, работающими на территории регионов, в рамках соглашений о сотрудничестве. Такими соглашениями могут регулироваться вопросы возмещения экологического ущерба, сохранения исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера, а также реализации различных социальных проектов для нужд жителей региона 1 . Политико-правовые факторы энергообеспечения Арктическая зона РФ - стратегически важная территория. Здесь сосредоточены значительные минерально-сырьевые, энергетические, биологические ресурсы, в арктических водах проходит Северный морской путь. Арктика играет важную роль в обеспечении обороноспособности страны. Поэтому необходимость экономического, политического, военного присутствия в этом макрорегионе является одним из факторов, которые влияют на развитие арктических территорий. В настоящее время происходит активизация экономических и политических процессов в Арктике. Страны, имеющие выход к Арктике, в последнее десятилетие активно разрабатывают или пересматривают стратегии своей деятельности в этом макрорегионе. Это верно как для европейских арктических стран [14], так и для США [15] и Канады [16]. Более того, к Арктике проявляют интерес даже такие неарктические страны, как Китай [17], Япония [18], заявления о необходимости отстаивать свои интересы в Арктике высказываются экспертами из Индии [19]. Глобальное значение Арктики, финансовые, организационные и технические сложности ее освоения создают предпосылки для расширения международного сотрудничества, в том числе в энергетической сфере. С другой стороны, есть вероятность отрицательного влияния санкций западных стран на реализацию международных проектов в сфере энергетики. Санкции могут ограничить доступ к заемным средствам, необходимым для реализации крупных проектов по освоению месторождений топливно-энергетических ресурсов и организации переработки углеводородного сырья. В работе [20] сделан вывод, что основные нефтегазодобывающие компании России, работающие в Арктике, в настоящее время приспособились к работе в условиях санкций: «они сохраняют уровень инвестиций и успешно осваивают арктические месторождения, продолжая геологическую разведку и поиск технологических возможностей для добычи на арктическом шельфе (те, кому это разрешено законодательством РФ)» [20, с. 90]. Однако, поскольку санкции также ведут к ограничению доступа к современным технологиям, разработанным за рубежом, в более отдаленной перспективе они могут стать причиной задержки реализации проектов по освоению энергоресурсов. В России политика в отношении развития Арктической зоны нормативно отображена в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике, утвержденных Президентом РФ от 18 сентября 2008 г. № Пр-1969; Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г., утвержденной Президентом РФ от 8 февраля 2013 г. № Пр-232. Приоритеты государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса отражены в Энергетической стратегии России на период до 2030 г., 1 Положительная роль соглашений о сотрудничестве отмечена, в частности, в «Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года». 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz