Север и рынок. 2019, № 3.

Введение. Актуальность темы исследования Постоянное повышение сложности взаимосвязей в социально-экономических системах, обусловленное вариативностью целей и условий развития, расширением субъектно-объектного состава, развитием институциональных форм, требует поиска новых технологий и инструментов управления. Современная картина мира базируется на новой информационно-технологической парадигме развития — информационализме, обусловившей формирование новой социальной структуры — информационного общества. Фундаментальными чертами новой парадигмы являются: развитие технологий воздействия на информацию; новые формы отношений между экономикой, государством и обществом; всеохватность эффектов новых технологий; сетевая логика систем или совокупности отношений; способность к реконфигурации общественных процессов и структур [1]. Способность экономических субъектов и государства реализовать возможности новой технологии развития с учетом культурных и институциональных особенностей определяет их роль и место в глобальных ресурсных сетях и становится актуальной целью исследования проблем управления сложными социально-экономическими системами, каким является макрорегион Арктической зоны РФ — территория особого стратегического значения развития страны. Методология исследования. Сетевая концепция публичного управления макрорегионом Для целей настоящего исследования приняты следующие понятия публичного управления и макрорегиона. Под публичным управлением понимается совокупность функций публично-правовых образований по управлению устойчивым социально-экономическим развитием территорий на основе принципов транспарентности, легитимности, демократичности, стратегического партнерства через взаимодействие всех стейкхолдеров территории в рамках триады государство - бизнес - общество [2], которые являются действующими субъектами (акторами) системы публичного управления. Публичное управление макрорегионом или межрегиональным проектом представляет собой систему, которая обеспечивает заданное функционирование части территории страны, включающей в себя территории двух и более субъектов РФ и представляющей собой институт особого социально-экономического пространства [3]. Предопределенные глобализацией изменения внутренних и внешних условий развития государств и ведения бизнеса, кризис систем публичного управления, необходимость совершенствования принципов корпоративного управления, быстрое развитие информационных технологий повлекли за собой всплеск внимания представителей различных научных направлений к сетевой концепции государственного и корпоративного управления в конце XX в. - начале XXI в., обусловленный «динамичной экспансией логики сетевого общества, созданного сетями производства, власти и опыта, которые образуют культуру виртуальности в глобальных потоках, пересекающих время и пространство» [1, с. 505]. В связи с тем, что методология исследования сетей носит междисциплинарный характер, существует проблема «информационного хаоса» при выработке единой терминологии [4]. Вместе с тем базовым для всех дисциплин является понятие сети как системы, элементами которой являются позиции участников и связи между ними. Активные связи являются основным элементом сетевого моделирования и объектом сетевого анализа, так как понимание паттернов связей приводят к пониманию функционирования всей системы, а их анализ позволяет определить характеристики структуры и поведения системы, создавать модели сетей, прогнозировать их поведение [5]. Сетевой подход к формированию систем публичного управления генерирует следующие преимущества: 1) открытость процесса формулирования и реализации государством публичной политики; 2) включение в процесс принятия публичных решений широкого круга акторов помимо государства; 3) синергетический эффект от конкуренции и кооперации множества акторов при решении сложных ресурсоемких проблем; 4) восстановление связей между управлением и политикой (ориентация на стратегические цели развития системы) [6]. Указанные преимущества сетевой методологии отвечают условиям поставленной задачи определения эффективных подходов к публичному управлению сложными социально-экономическими системами. В настоящее время объектом повышенного внимания российских и зарубежных исследований сложных территориальных систем является макрорегион Арктики, в частности, Арктической Зоны Российской Федерации (далее -- АЗРФ). Переосвоение Российской Арктики -- принципиально новая государственная политика в отношении Арктической зоны страны, предусматривающая ее комплексное экономическое и социальное развитие с учетом внутрироссийских и геополитических реалий, в результате которого Российская Арктика должна превратиться в обжитой в хозяйственном, инфраструктурном и социальном отношениях регион. Это амбициозный по замыслу мегапроект и одновременно сложнейшая государственно-управленческая задача [7]. Высокая актуальность развития макрорегиона, определенная государственной политикой последнего десятилетия, требует неординарного подхода к решению научных и прикладных задач комплекса наук, в том числе науки управления. 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz