Север и рынок. 2019, № 3.
Введение На предыдущем этапе исследования были выявлены факторы, оказывающие влияние на развитие энергообеспечения потребителей в регионах Севера и Арктики России. В работе [1] была предложена классификация факторов, при этом были выделены следующие их группы: природно-ресурсные, экономико-географические, социальные, технологические, экологические, политико-правовые. Были проанализированы особенности проявления факторов на различных уровнях -- глобальном, национальном и региональном, показана взаимосвязь различных по источникам происхождения факторов. Также в указанной работе были обозначены возможности и ограничения развития энергообеспечения северных и арктических территорий, определяемые различными факторами. Выявленные факторы отражают ситуацию в северных и арктических регионах в целом. Дальнейшее исследование требует более детального изучения ситуации в регионах с учетом проявления анализируемых факторов. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей был закреплен Постановлением Совмина СССР № 12 от 3 января 1983 г. Впоследствии Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» было установлено, какие территории включены в состав указанной зоны. На настоящий момент полностью или частично к Арктической зоне РФ (АЗРФ) отнесены территории девяти субъектов Федерации. Проводимое исследование направлено на изучение организации энергоснабжения в регионах Севера и Арктики, но при имеющихся различиях некоторые регионы находятся в сходных социально-экономических условиях, имеют схожие проблемы энергообеспечения. Поэтому выводы, полученные при изучении опыта организации энергообеспечения в каком-либо регионе, могут быть перенесены на другие регионы при условии сходства исходных условий. В ходе исследования принято решение сосредоточить усилия на изучении опыта организации энергообеспечения в четырех субъектах Федерации, территории которых полностью включены в АЗРФ. В статье дано обоснование выбора регионов для исследования, представлена характеристика энергообеспечения на территории выбранных регионов, представлены результаты изучения проявления в АЗРФ выявленных ранее факторов, указаны направления дальнейших исследований. Исследование выполнено с использованием следующих основных методов: системный подход, предполагающий рассмотрение энергообеспечения региона как системы, состоящей из взаимосвязанных организаций, занятых производством, передачей, распределением, сбытом энергии, а также потребителей энергии и являющейся подсистемой социально-экономической системы региона; метод сравнения. Информационной базой исследования послужила научная литература -- монографии, статьи в научных изданиях, а также нормативно-правовые акты, стратегии, программы развития экономики и энергетики субъектов Федерации. Результаты и обсуждение Исследование особенностей организации энергообеспечения сосредоточено на изучении ситуации в четырех субъектах РФ: Мурманской области, Ненецком, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах. Выбор субъектов РФ (далее -- регионов) объясняется следующим. Во-первых, арктические территории находятся в сравнительно более экстремальных условиях, чем территории, отнесенные к Крайнему Северу и приравненных к нему местностям, но не включенные в состав АЗРФ. Чем холоднее климат и суровее условия в регионе, тем более жесткие требования предъявляются к надежности энергообеспечения потребителей. Поэтому при выборе регионов для более детального изучения принципов, проблем и путей совершенствования организации энергообеспечения выбраны арктические регионы. Исследование особенностей энергообеспечения потребителей в выбранных регионах поможет выявить имеющиеся закономерности развития энергетической инфраструктуры, выявить наиболее характерные проблемы в этой сфере, обозначить направления совершенствования системы энергообеспечения. Выводы, сделанные применительно к выбранным регионам, в перспективе могут быть адаптированы к другим территориям Севера, характеризующимся менее суровыми условиями, но обладающими схожими с исследуемыми регионами характеристиками. Во-вторых, территории указанных субъектов РФ указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 полностью отнесены к Арктической зоне. Помимо них к АЗРФ частично отнесены территории Республик Коми, Карелия и Саха (Якутия), Красноярского края, Архангельской области, а также земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, указанные в правовых актах СССР. Однако, как, в частности, отмечено в [2], нарушение принципа неделимости административно-территориальных границ затрудняет реализацию функций государственного управления. Кроме того, многие виды информации, в том числе информация о стратегическом видении социально-экономического развития, концепции, планы и программы развития отдельных отраслей экономики более доступны применительно к субъекту Федерации в целом, а не к его отдельным районам. 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz