Север и рынок. 2019, № 3.

Знаковым событием для экономики Мурманской области может стать решение одной из крупнейших российских компаний ПАО «Новатэк» о переходе на схему промежуточной перевалки сжиженного природного газа (СПГ) через рейдовый терминал в районе острова Кильдин. Газ экспортируется по Северному морскому пути в рамках реализации арктического проекта «Ямал СПГ». Возведение крупного газотранспортного узла в нескольких километрах к востоку от выхода из Кольского залива вновь открывает возможности поиска путей газификации региона, обсуждения перспектив оптимизации территориального топливно-энергетического баланса, о которых уже неоднократно шла речь в предыдущие годы. Реализация «Новатэк» предлагаемой транспортной схемы способна не только создать предпосылки к реанимированию части планов территориальной газификации, но и в перспективе усилить обоснование программ развития регионального газохимического комплекса. Формирование базы накопления массового, экологически чистого и экономически эффективного топливного ресурса в непосредственной близости к региональным центрам энергетического потребления -- необходимое, но, к сожалению, недостаточное условие перехода проектов газификации арктического региона в практическую плоскость. Тем не менее наличие потенциала сокращения производственных и логистических издержек топливно-энергетического обеспечения делает направление перевода на газ региональных теплоснабжающих организаций достаточно перспективным, способным оказать положительное влияние на решение наиболее острых энергетических проблем социально-экономического развития в Арктической зоне России. Выводы Современный исторический этап становления энергетического комплекса в Российской Арктике характеризуется интенсивными процессами трансформации поддерживающих устойчивость его функционирования элементов территориальной транспортно-энергетической инфраструктуры. В последнее десятилетие наибольший импульс получили проекты добычи природного газа в новых районах промышленного освоения, развития сети магистральных газовых трубопроводов, специализированных нефтегазохимических комплексов, портовых сооружений и морских терминалов перевалки углеводородного сырья. Произошло увеличение количественных и качественных характеристик танкерного флота, обслуживающих арктические перевозки сырой нефти и сжиженного газового топлива. Идет подготовка к последовательной реализации нескольких крупных проектов развития железных дорог, которые в дальнейшем будут также усиливать роль данного вида транспорта в обеспечении транспортировки традиционных топливно-энергетических ресурсов. Заявленные планы хозяйственного освоения арктических пространств предполагают дальнейший рост промышленного энергопотребления, появление новых энергетических объектов, обслуживающих эти нужды. Модернизация арктического газотранспортного комплекса, территориальная газификации жилого фонда и производственных предприятий стали одними из базовых направлений совершенствования региональных энергетических систем. При этом доля финансовых средств, предусмотренных для реализации программ территориальной газификации арктических муниципальных районов и их коммунальных объектов, несоизмеримо ниже доли аналогичных инвестиционных расходов, направляемых на достижение задач топливно-энергетического обеспечения территориального промышленного производства. Полученные оценки свидетельствуют о том, что доля социально-значимых инвестиций в совокупной стоимости инвестиционных проектов развития газотранспортного комплекса в Арктической зоне России не превышает уровень 1,4-1,5 %. Таким образом, в рамках данного исследования как специфика арктических территорий установлено, что в сферах транспортной, энергетической, коммунальной инфраструктуры при очевидной ограниченности государственных источников финансирования, направляемых на их обновление, почти полностью отсутствует компонента социально ориентированных инвестиций. Существует явный инвестиционный «перекос» в пользу производственно-промышленного сектора. Это значительно затрудняет переход к социально ориентированной экономике и устойчивому социально-экономическому развитию Российской Арктики. Несмотря на формальное декларирование федеральными органами власти главенства принципов социально ориентированного развития арктического пространства, практически сохраняется преимущественно сырьевой характер перспективной модели его освоения. Низкий уровень социально-значимых инвестиций в муниципальной энергетике отражается на состоянии смежных отраслей региональной экономики, является одной из причин усиления деградационных процессов общей территориальной инфраструктуры. Отсутствие положительной динамики указанных процессов ведет к возрастанию энергетических угроз экономического присутствия России в стратегически важном арктическом макрорегионе, обострению социальной напряженности, ухудшению качества жизни проживающих здесь людей. 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz