Север и рынок. 2019, № 3.
Таблица 3 Финансирование территориальных программ газификации субъектов Федерации в составе Арктической Зоны России на период до 2023 г., млн руб. Субъект РФ Годы Арктическая зона Российской Федерации Мурманская область * Ненецкий АО Ямало-Ненецкий АО Чукотский АО 2018 - - - 358,8 2019 - - 160,4 69,0 2020 Н. д. - 666,0 62,1 2021 Н. д. 776,1 1 427,0 - 2022 Н. д. 1 597,9 286,3 - 2023 Н. д. - 121,1 - Итого - 2 374,0 2 660,8 489,9 * Комплексная программа территориальной газификации региона находится в стадии разработки. Примечание. Территориальные программы газификации субъектов, полностью включенные в состав АЗРФ. В аналитической литературе, посвященной вопросам становления энергетической инфраструктуры в Арктике, встречаются экспертные позиции, отстаивающие тезис о том, что базовые цели реализации арктических «мегапроектов» изначально не были ориентированы на решение вопросов локального и муниципального энергообеспечения, поэтому нет достаточных оснований ожидать их достижения и в ближайшей перспективе [17, 18]. В конечном итоге, наиболее востребованные в социально-экономическом плане (например, проект освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения) и одновременно наиболее инвестиционно емкие дальнейшего развития не получили [19]. Чтобы обеспечить производственную деятельность в новых районах промышленного освоения, изолированных от сетей централизованного энергоснабжения, прошла дополнительную реструктуризацию или была создана заново топливно-энергетическая база отдельных групп промышленных потребителей [20]. Прежде всего они представлены объектами добывающих отраслей. Обсуждение Есть некоторые признаки того, что в дальнейшем становлении систем энергетического обеспечения в Арктической зоне России произойдут очевидные положительные изменения. При изучении практических путей преодоления проблем регионального снабжения нельзя не отметить уникальный отечественный опыт создания плавучих атомных теплоэлектростанций как перспективного пути инновационного развития регионального энергетического комплекса, способного в значительной мере изменить сложившиеся транспортные схемы завоза традиционных топливных ресурсов. Использование тепла, получаемого атомными электростанциями как побочный продукт при производстве электрической энергии и мощности, признано энергоэффективным и безопасным решением утилизации энергии, применяемым во многих индустриально развитых странах мира. Коммунальное отопление и горячее водоснабжение на базе использования источников ядерной энергетики получили свое распространение в России, США, Канаде и Европе (в частности, Швеции, Швейцарии, Словакии, Финляндии, Украине) [21]. Сейчас подобный проект претворяется в жизнь в Чукотском АО. Говоря о традиционной угольной и нефтегазовой энергетике, необходимо отметить повышение роли крупных корпораций в обеспечении региональной энергетической безопасности в Арктике. Рост поставок топливно-энергетических ресурсов на локальные рынки арктических регионов становится важной, социально значимой задачей развития местных бизнес-сообществ. В качестве примера предприятия с экспортной бизнес-моделью, участвующей в организации поставок топлива для муниципальных потребителей Чукотского АО, можно рассматривать ООО «Берингпромуголь». Являясь дочерней структурой иностранной корпорации (TIG (Tigers Realm Group)) и резидентом территории опережающего развития (ТОР) «Беринговский», предприятие в 2017 г. отгрузило на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона более 190 тыс. т каменного угля, направив 7,5 % от объемов произведенной продукции в адрес Чаунской ТЭЦ -- основного объекта теплоснабжения города Певек. Все поставки осуществляются через морской порт в бухте «Угольная», в отношении которого предприятие реализует совместную с региональными органами власти инвестиционную программу. Другим наглядным примером можно считать успешный опыт российской угольной корпорации «СУЭК», с 2014 г. участвующей в поставках угольного топлива потребителям Мурманской области (в адрес Апатитской ТЭЦ -- крупнейшего областного потребителя угля и единственного поставщика тепловой энергии в городах Кировск и Апатиты). Параллельно компания занимается развитием проекта Мурманского транспортного узла, направленного на увеличение объемов экспорта энергетических углей в страны Европейского Союза. 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz