Север и рынок. 2019, № 3.
эксплуатируются в неэффективных режимах, используют дорогостоящее дальнепривозное топливо. Несмотря на вступление России в этап практического осуществления в Арктике так называемых «мегапроектов», многие из которых обладает транспортно-энергетической специализацией, значительные объемы муниципальных энергетических потребностей арктических субъектов по-прежнему закрываются за счет организации сезонных централизованных поставок с опорой на регионы с развитой нефтегазоперерабатывающей промышленностью. Использование электронных баз данных инвестиционных проектов, размещаемых в сети Интернет на официальных порталах региональных органов власти арктических субъектов Российской Федерации, помогает оценить текущие и перспективные процессы формирования важнейших элементов территориальной энергетической инфраструктуры. В таблице 2 на основании анализа данных, представленных в инвестиционных картах и реестрах инвестиционных проектов арктических регионов, показано, что модернизация газотранспортного комплекса стала одним из базовых направлений совершенствования региональных энергетических систем в Арктике. Основной поток инвестиций направлен на обеспечение развития арктической нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности. И вполне закономерно, что отраслевой экономический рост, увеличение финансирования инвестиционных проектов в нефтегазодобывающей и нефтегазотранспортной отраслях опосредованно влияют также на рост масштабов модернизации локальной и муниципальной энергетики, о чем говорилось выше. В арктических и приарктических районах рассматриваются дальнейшие перспективные возможности газификации территорий муниципальных образований, примыкающих к магистральным маршрутам морской и трубопроводной транспортировки газа. В Ямало-Ненецком, Ненецком и Чукотском автономных округах действуют государственные и региональные целевые программы территориальной газификации. Таблица 2 Основные направления проектов развития энергетической и транспортно-энергетической инфраструктуры в Арктической зоне России на период до 2025 г. № пп Проекты развития энергетической инфраструктуры в Арктической зоне России Содержание направления Доля в общем финансировании, % 1 Возведение промышленных объектов переработки нефти и газа 45,1 2 Обустройство новых и поддержание уровня добычи на уже действующих нефтегазовых месторождениях 42,6 3 Строительство и реконструкция объектов газотранспортных систем, территориальной газификации жилого фонда и производственных предприятий 10,2 4 Строительство новых объектов энергоснабжения, производства и передачи электроэнергии 1,1 5 Строительство котельных, использующих биотопливо, организация его производства 0,9 6 Реконструкция теплоэнергетического комплекса, инженерных коммуникаций и тепловых сетей 0,1 Справочно: общий объем финансового обеспечения транспортно-энергетических инвестиционных проектов в Арктической зоне России, млрД руб. 3 602,5 Примечание. Региональные реестры инвестиционных проектов четырех арктических субъектов Российской Федерации, территории которых полностью включены в состав ее Арктической зоны; составлено и рассчитано автором. Однако показатели их финансирования в масштабах всех инвестиций, привлекаемых в развитие национального газотранспортного комплекса в Арктике, остаются незначительными. По результатам оценки, выполненной автором, общий портфель целевых инвестиционных проектов, направленных на развитие арктических газотранспортных систем, составляет более 367 млрд руб. Он занимает долю порядка 10,2 % суммарного объема всех инвестиционных проектов транспортно-энергетической направленности в АЗРФ (строка 3 в табл. 2). Доля включенных в эти расходы финансовых средств, предусмотренных для реализации программ территориальной газификации арктических муниципальных районов и их коммунальных объектов, оценивается в размере порядка 1,4-1,5 % (всего около 5,5 млрд руб., см. табл. 3). Столь низкая доля социально-значимых инвестиций на фоне гигантских затрат, вливаемых в создание отраслевых энергетических и транспортно-энергетических систем, дает основания говорить о том, что экономическое присутствие производственных филиалов крупных компаний, ведущих хозяйственную деятельность в центрах арктической добычи и переработки сырья, пока мало способствует в создании трендов модернизации социально-значимых энергетических объектов. В процессах формирования территориальной инфраструктуры арктических регионов утвердился выраженный дисбаланс, значительная диспропорция финансового обеспечения между программами развития промышленной и муниципальной (прежде всего коммунальной) энергетики. 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz