Север и рынок. 2019, № 3.

Использование магистральных схем доставки находится в прямой зависимости от степени транспортной освоенности территорий, наличия местной топливной базы, объектов локального энергетического производства [14]. Схемы поставок доминирующих в Арктике топливно-энергетических ресурсов -- нефтепродуктов и угля -- предусматривают системообразующую роль морского и железнодорожного транспорта [15]. Территориальная железнодорожная инфраструктура регионов центральной части России, Дальневосточного и Северо-Западного федеральных округов обеспечивает процессы промежуточного транзита, накопления и перевалки наиболее массовых грузов «северного завоза» -- топлива, продовольствия, промышленного оборудования и строительных материалов. Совместно с водной доставкой, режим применения железнодорожного транспорта в системе материально-технического снабжения арктических территорий характеризуется наибольшей протяженностью транспортных расстояний [16]. Дальнейшее наращивание транспортно-экономического потенциала арктических территорий, непосредственно связанного с осуществлением крупных, инвестиционно емких инфраструктурных проектов (в первую очередь таких, как «Мурманский транспортный узел», «Северный широтный ход» и «Белкомур») будет усиливать роль сети железнодорожных коммуникаций в обеспечении перевозок традиционных топливно-энергетических ресурсов в Российской Арктике. Основные объемы поставок газового топлива для местных потребителей с месторождений на территории Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов (АО) осуществляется по локальным газотранспортным системам. Связь арктического газотранспортного комплекса с Единой системой газоснабжения Российской Федерации осуществляется через систему магистральных газопроводов, проложенных по территории Ямало-Ненецкого АО. В Мурманской области газодобывающая и газотрубопроводная инфраструктура полностью отсутствует. Тем не менее планам территориальной газификации и перевода коммунальных энергетических предприятий с иных видов топлива на природный газ во всех арктических регионах уделяется значительное внимание. За последние два года в стадию практической реализации вступил проект дальнейшего развития локальной газопроводной системы в Чукотском АО. В течение 2011-2016 гг. реализованы пилотные проекты строительства модульных газовых котельных в Мурманской и Архангельской областях, Республике Карелия. Ведутся подготовительные работы для возведения газопроводов-отводов, сети межпоселковых газопроводов в арктических районах Республики Саха (Якутия), а также Республики Коми. С 2016 г. в рамках поручения Президента РФ Владимира Путина по обеспечению устойчивого тепло- и энергоснабжения города Воркуты исполняются мероприятия по газификации ряда муниципальных энергетических объектов, сроки завершения которых уже несколько раз переносились. В настоящее время подготовлена к приему газа Воркутинская ЦВК (Центральная водогрейная котельная), завершаются аналогичные работы на Воркутинской ТЭЦ-2. Ввод в эксплуатацию нового газопровода-отвода, предназначенного для их газоснабжения, запланирован в 2019 г. Газификация арктических территорий имеет своей приоритетной целью оказать положительное влияние на решение одних из наиболее острых проблем социально-экономического развития -- сдерживания роста тарифов в сфере коммунального теплоснабжения и обновления основных фондов предприятий теплоэнергетики. Методы Для достижения целей исследования применялись экспертные методы оценки, использовалась методология системного анализа, территориально-отраслевого подхода. В работе используются следующие общие методы научных исследований: индукция, дедукция, анализ и синтез. Благодаря использованию этих методов, обеспечивается научный характер выполненной работы. В качестве информационной базы исследования использованы публикации российских и зарубежных специалистов, данные инвестиционных карт и региональных реестров инвестиционных проектов арктических субъектов Российской Федерации. Результаты Необходимость увеличения масштабов хозяйственного, транспортного и энергетического освоения российских арктических пространств значительно актуализировала существующие здесь проблемы социально-экономического характера, среди которых вопросы поставок топлива, организации северного завоза, производства тепловой энергии выделяются особо. Наличие значительного объема научных и практических изысканий, имеющих своей целью поиск возможностей совершенствования региональных систем снабжения российских арктических территорий, пока не привело к переходу на путь комплексного развития локальной энергетической инфраструктуры. Большая часть действующих энергетических объектов в течение длительного времени не проходили необходимые этапы модернизации, 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz