Север и рынок. 2019, № 3.
поставлены давно назревшие вопросы развития внутреннего энергетического рынка, межрегиональных транспортно-экономических связей, улучшения качества жизни местного населения, что означает первоочередную необходимость решения сопутствующих проблем его энергоснабжения [6]. Формирование территориальных систем обеспечения поставок топлива соответствует рамкам известной концепции цикличности развития экономических, технологических и иных систем, изложенной в трудах иностранных [7] и российских ученых [8]. Тенденции их изменения в первую очередь обусловлены численностью проживающего в данном регионе населения, уровнем производства в реальном секторе. Вместе с тем транспортно-энергетические процессы в условиях Российской и Мировой Арктики имеют ряд характерных особенностей, свойственных малонаселенным территориям с недостаточной диверсификацией экономики, транспортной и инфраструктурной освоенностью [9, 10]. Особое признание на мировом уровне получил статус Арктики как региона с уязвимой экологией, в наибольшей степени подверженной антропогенному воздействию [11]. Интенсивные климатические изменения, происходящие в нем, в частности, рост среднегодовых температур, таяние арктических льдов, смещение на север зон вечной мерзлоты становятся ключевым фактором, влияющим на изменение конфигурации энергетических сетей, наземных и водных коммуникаций, зон арктического морского судоходства, интенсивность транспортных перевозок [12]. Отсутствие развитой региональной дорожной инфраструктуры, возможностей обеспечения круглогодичной навигации и выхода на федеральную систему магистрального транспортного сообщения обусловили необходимость государственного регулирования процессов построения транспортно-экономических связей территорий Арктической зоны России с центральными районами страны. В отношении арктических регионов установлен особый режим государственной социально-экономической политики [13]. В таблице 1 указаны данные о различных видах транспорта, используемого для завоза и распределения топливных ресурсов в АЗРФ. Важно отметить крайне неравномерный характер развития российского арктического транспортного комплекса. Тем не менее в ходе организации и осуществления арктических топливных поставок применяются почти все виды транспорта. На разных этапах поставок, осуществляемых на регулярной основе, транспортировка топливных ресурсов происходит по железной дороге, водным (морским и внутренним речным) транспортом. Для материально-технического снабжения временных вахтовых поселков, расположенных в изолированных промышленных районах, а также в особых случаях, при возникновении угроз чрезвычайных ситуаций, связанных с нарушением штатных режимов функционирования систем территориального жизнеобеспечения, привлекается авиация. Автомобильный транспорт используется в основном в рамках начально-конечных логистических операций распределения топлива с нефтебаз, пунктов временного или сезонного хранения. В арктических районах Северо-Западного и Уральского федеральных округов межрегиональные автомобильные перевозки топлива осуществляются по технологическим сезонным и временным автомобильным дорогам. Таблица 1 Виды топливных ресурсов и способы их доставки на территорию арктических регионов России ''^'\Рсгионы Вид транспорта'''-^ Арктическая зона России Мурманская область Ненецкий AO Ямало-Ненецкий AO Чукотский AO Трубопроводный - Природный газ * Природный газ Природный газ * Железнодорожный Нефтепродукты, уголь, сжиженный углеводородный газ Нефтепродукты, уголь Водный (морской и речной) - Нефтепродукты, уголь Нефтепродукты, уголь, сжиженный природный газ Нефтепродукты, уголь Автомобильный - Нефтепродукты, уголь Нефтепродукты, уголь - Авиационный - - - - * На территории региона действует локальная изолированная газотрубопроводная система. Примечание. Составлено автором по данным действующих региональных программ развития транспортного комплекса арктических субъектов РФ. 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz