Север и рынок. 2019, № 3.
Purpose . To study the processes of formation of energy systems in the Russian Arctic zone as a part of the regional structures of fuel and energy supply. To determine the main directions of their modernization and the ability to meet the energy needs of consumers under the modern conditions of socio-economic development of the country. Methodology. To achieve these purposes, the author uses the methodology of territorial, sectoral and program-target approaches. Results . The main directions of further formation of regional transport and energy subsystems, providing territorial supply of fuel resources in the Arctic, are defined. It is found out that the modernization of the Arctic gas transportation sector and territorial gasification became one of the basic directions of improving the regional energy sector. The practical experience of implementation of transport and energy projects in the Russian Arctic is considered. It is determined that in the process of forming the territorial infrastructure of the Arctic regions there is a pronounced imbalance of investment support between the programs of development of industrial and municipal energy. Conclusions. The consistent transformation of the territorial energy sector aimed at achieving industrial development objectives has had a weak impact on the processes of modernization of municipal energy systems. In the areas of transport, energy and municipal infrastructure of the Arctic territories, there is almost no component of socially oriented investments. Keywords: the Russian Arctic zone, region, system, transport, energy, imbalance. Введение Формирование инновационного энергетического комплекса стало одним из наиболее важных направлений технологического и социально-экономического развития в Арктической зоне России (АЗРФ) [1]. Особенно пристальное внимание уделяется потенциальным возможностям передела и трансформации мирового рынка топливно-энергетических поставок, которые возникают на фоне обострения межстрановой геоэкономической, геополитической и технологической конкуренции в мировой Арктике [2]. В основу функционирования комплекса заложены государственные задачи обеспечения работы добывающего сектора экономики, увеличения сырьевого экспорта, рационализации внутренних перевозок топливно-энергетических ресурсов, обеспечения национальной транспортной и энергетической безопасности. Их реализация имеет самую тесную взаимосвязь с решением вопросов транспортного освоения арктических территорий. Стратегия развития энергетических систем в Арктике очерчена рамками разрабатываемой еще с советских времен концепции единой арктической транспортной системы. В ней определена главенствующая роль Северного морского пути (СМП) и обеспечивающих его транспортных подходов в построении схем межрегиональных и трансконтинентальных путей сообщения [3]. Обеспечение реализации концепции в ее актуализированном варианте невозможно без дальнейшего усиления инфраструктурного потенциала арктических регионов. В целом схожие мнения высказываются в ряде работ российских исследователей [4, 5]. Однако кроме развития в Арктике отраслевой энергетики 1 , территориальных энергетических подсистем, обеспечивающих работу промышленных предприятий, представляющих преимущественно сырьевой комплекс, немаловажное значение имеют задачи развертывания энергетической инфраструктуры, направленной на удовлетворение энергетических нужд социально-значимых категорий потребителей 2 , модернизации малой и локальной энергетики, муниципальных энергетических систем. На повестку дня 1 Промышленные энергетические системы -- совокупность энергетических объектов и энергетических коммуникаций, функционирующих в особом хозяйственном режиме, предназначенных для обеспечения топливно-энергетическими ресурсами (в том числе электрической и тепловой энергией) различных категорий промышленных потребителей, предприятий, осуществляющих свою деятельность на специализированных производственных территориях, промышленных площадках, в районах нового промышленного освоения. Такие системы могут быть сопряжены с муниципальными энергетическими системами, а также развернуты вне зон покрытия централизованным энергоснабжением (например, на удаленных объектах нефтяного промысла, нефтегазотранспорта и др.). Примеч. авт. 2 Согласно действующему законодательству к социально значимым категориям потребителей (объектам потребителей) относятся, в основном, различные потребители услуг муниципального энергоснабжения: органы государственной власти, медицинские учреждения, учебные заведения начального и среднего образования, учреждения социального обеспечения, воинские части Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы охраны Российской Федерации, исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы, федеральные ядерные центры, объекты метрополитена, объекты систем диспетчерского управления железнодорожного, водного и воздушного транспорта и др. (п. 96 Постановления Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Консорциум «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/902363976 (дата обращения: 2.08.2019)). 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz