Север и рынок. 2019, № 3.

Респуб/жка Карелия Республика Коми ---- Архангельская область ----- Мурманская область Рис. 4. Изменение числа работников в органах МСУ в 2010-2017 гг., в % к 2010 г. Результаты Из 110 муниципальных образований Карелии только у 65 % есть сайты. Кроме того, существуют и другие проблемы. На некоторых сайтах нет списка поселений, входящих в муниципальный район, отсутствуют переходы с сайта района на сайты поселений и обратно. Это может оказаться важным (например, для развития туризма), поскольку есть популярные поселения Михайловское или Ильинское, но они есть и в других регионах России. Некоторые сайты просто не работают. Если потенциальный инвестор заинтересуется и начнет искать поселение, то не всегда сможет сделать это достаточно быстро. Но если поиски будут не долгими, и на сайте будет размещена актуальная информация (например, о реализации проектов развития местных инициатив), то сложится позитивное представление о муниципальном поселении, его жизни, развитии, активности местных жителей. И в таком случае вероятность вложения инвестиционных ресурсов возрастает. Не на всех сайтах выложены в открытый доступ отчеты глав поселений, что свидетельствует о недостаточной открытости органов муниципальной власти. Аналогичные проблемы, снижающие информационную транспарентность муниципальных образований, актуальны и для остальных северных регионов России. В соответствии с указом президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» в регионах проводится такая оценка. С 2014 г. такая оценка реализуется в виде интернет-опросов, что является элементом вовлеченности населения в управление муниципальными образованиями. Надо отметить, что не во всех регионах СЗФО результаты оценки населением размещены на сайтах региональных органов власти или возникают затруднения с их поиском, из четырех северных регионов информация представлена о трех. На имеющихся данных был проведен анализ результатов и рассчитан показатель, отражающий уровень информационной отзывчивости населения (табл. 3). Данный показатель показывает долю населения, давшего оценку эффективности органов власти, от численности всего населения территории и демонстрирует отклик населения на предложение дать оценку, проявив тем самым свою гражданскую позицию. Из данных таблицы 3 видно, что за редким исключением численность респондентов увеличивается, доля населения, принявшая участие в опросе, возрастает, но остается еще очень низкой -- менее 1 %, только в Мурманской области в 2018 г. проголосовало 1,31 % населения. Население не активно откликается на диалог, организованный в интернет-среде. Данные в разрезе муниципальных образований -- городских округов (ГО) и муниципальных районов (МР) доступны только по двум регионам -- республикам Карелия (за 4 года) (табл. 4) и Коми (за 2 года) (табл. 5). По Мурманской области в отчетах приведены данные в целом по региону. В целом по Республике Коми большая доля населения откликнулась на интернет-опросы, в 12 из 20 муниципальных районах и городских округах уровень отзывчивости больше 1 %. В Карелии только в 4 из 18 муниципальных районах показатель выше 1 %. Для повышения отзывчивости населения можно проводить работу среди молодого населения территории через образовательные учреждения, что положительно отразится на отзывчивости населения, через предложения школьников к своим семьям оставить отзыв о деятельности органов местного самоуправления. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz