Север и рынок. 2019, № 3.
В современных условиях в России достаточно активно внедряются и используются цифровые технологии. По мнению экспертов по цифровым технологиям глобальной консалтинговой компании McKinsey, Россия, занимая первое место в Европе и шестое в мире по числу пользователей Интернета, уже живет в цифровой эре. По их данным за 2016 г., число пользователей порталов государственных и муниципальных услуг в стране увеличилось вдвое и составило 40 млн человек [25, с. 7]. Официальные сайты муниципалитетов являются важным каналом реализации информационной открытости органов местной власти. Данный канал работает на формирование такого ценного нематериального актива, как положительная репутация и способен повысить уровень доверия населения к представителям органов местного самоуправления. По мнению американского исследователя Хольцера, сайты муниципалитетов становятся «новым интерфейсом между гражданами и государством» [26]. При росте числа пользователей глобальной сети Интернет в силу технических и культурных причин данная технология в нашей стране пока еще не является основным каналом взаимодействия населения и органов власти [27]. При этом сайты не являются двусторонним каналом коммуникации, а лишь -- потенциальным каналом общения с гражданами [28]. Данную тенденцию необходимо преодолевать, в связи с чем исследование «электронного управления» является востребованным направлением в изучении публичного администрирования [29]. Развитие электронной демократии существенно понижает трансакционные издержки в ведении бизнеса и будет способствовать росту предпринимательской и инновационной активности населения и хозяйствующих субъектов [30]. Кроме того, повышение уровня электронного участия граждан в управлении социально-экономическим развитием территории может «существенно понизить социальную апатию населения и повысить объем социального капитала» [31]. Но в то же время оказание услуг в электронном виде заставляет граждан с низкими доходами, которые не имеют компьютеров или мобильных телефонов с доступом в Интернет, «чувствовать себя еще более неимущими вследствие компьютерной безграмотности и отсутствия средств на приобретение компьютеров» [32, с. 7]. Они в силу сложившихся обстоятельств предпочитают получать услуги в процессе непосредственного общения с представителями муниципальных органов. Несмотря на важность проблемы повышения информационной активности и доступности органов МСУ не многие российские исследователи изучали данную тематику. В рецензируемых журналах встречаются фрагментарные работы по мониторингу сайтов муниципальных районов в нескольких российских регионах. Работ по мониторингу и анализу информационной открытости органов муниципальной власти на уровне поселений в базе Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) не выявлено. Методика исследования В данном исследовании использованы методы анализа динамики статистических данных и институциональной среды. Информация собрана в результате контент-анализа официальных сайтов органов региональной и муниципальной власти. В работе отражена проблема цифрового неравенства муниципальных образований регионов Европейского Севера России и более подробно освещены вопросы открытости и взаимодействия органов муниципальной власти посредством цифровых технологий. В современных условиях перед органами региональной и муниципальной власти стоят задачи активного внедрения информационных технологий. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет повысить информационную открытость, прозрачность и эффективность деятельности органов власти и коренным образом изменить характер взаимодействия населения с ними. Процесс внедрения ИКТ в сферу регионального и муниципального управления проходит несколько этапов. Всемирный банк выделяет этапы публикации и взаимодействия [33]. На этапе публикации происходит представление гражданам государственной информации в режиме онлайн, на этапе взаимодействия -- двустороннее общение между правительством и гражданами и их участие в государственных процессах. Дж. Афиско и К. Солиман [34] выделяют этапы присутствия, взаимодействия, совершения сделок и преобразования. На этапе присутствия органы власти «присутствуют» в Интернете, публикуя информацию на своих официальных порталах. Взаимодействие возникает, когда на сайтах появляется возможность запроса информации и заполнения различных форм заявок и загрузки данных. На этапе совершения сделок реализуется возможность совершения сделок в виде оплаты и получения подтверждающих документов. На этапе преобразования возникает возможность получения обратной связи со стороны населения и корректировка или выявление проблем и пожеланий населения. В современных условиях мы наблюдаем прохождение этих этапов и их взаимосвязанное наличие. Образно их можно охарактеризовать как этапы информации, коммуникации, транзакции и интеграции. При этом на сегодняшний день веб-сайты органов власти постепенно становятся платформой 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz