Север и рынок. 2019, № 3.

Информационные технологии, активно развиваясь, становятся существенной частью цифровой экономики. Например, основу цифровизации производственных процессов составляет индустриальный интернет вещей, представляющий собой оборудование, оснащенное встроенными технологиями взаимодействия оборудования с внешним миром. В результате трансформируется парадигма глобального социально-экономического развития, сопровождающаяся повышением эффективности производства и расширением возможностей потребления [15]. Внедрение цифровых технологий в управление развитием регионов и муниципальных образований позволяет более эффективно решать разнообразные социально-экономические задачи. Положительным примером использования информационных систем является технология «умный город», которая позволяет решать специализированные задачи мониторинга транспортных потоков, функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства, возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и других явлений и процессов, возникающих вследствие жизнедеятельности муниципального образования. Одним из элементов такой информационной системы является использование цифровых технологий в муниципальном образовании и их внедрение в систему государственного и муниципального управления [16]. Речь идет о целенаправленном использовании технологий и данных для принятия лучших решений и обеспечения лучшего качества жизни населения, проживающего на территории. Качество жизни интегрирует множество аспектов: от экологичности окружающей среды до ощущения безопасности проживания в поселении. В результате «достигается гармонизация результативности работы человека на агломерацию и работы агломерации на человека» [17]. Технологии больших данных позволяют отображать информацию о текущем состоянии муниципальных образований в графическом виде. Например, использование топографического дежурного плана, позволяет отразить текущее состояние муниципального образования (МО) и является востребованным многими участниками градостроительной деятельности [18]. Интеллектуальные системы обработки информации дают возможности повышения эффективности работы транспортной системы через управление городскими автомобильными [19] и железнодорожными [20] транспортными потоками на основе оперативной статистической информации, получаемой посредством цифровых технологий. Повышение комфортности и безопасности среды проживания достигается через технологии дистанционного сбора данных и управления городскими ресурсами в сфере жилищно-коммунального хозяйства [21] и предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций [22]. На основе использования таких разноцелевых систем может быть создана интегральная информационная система, позволяющая отслеживать общую ситуацию в муниципальном образовании. При этом такая система позволяет повысить эффективность обслуживания инфраструктуры муниципального образования и сэкономить финансовые ресурсы [23]. В научной литературе поднимается проблема «цифрового неравенства», приводящая к ухудшению качества жизни той части населения, у которой отсутствует доступ к информационным услугам. В результате происходит снижение доступности медицинского обслуживания, получения образования и возможности коммуникации, особенно остро проявляясь в сельских поселениях [24]. В современных условиях перед органами власти регионов и входящих в их состав муниципальных образований остро стоят задачи внедрения и использования информационных технологий для обеспечения открытости и прозрачности своей деятельности. Данный процесс сопровождается трансформацией формальной институциональной среды, касающейся, с одной стороны, цифровой экономики, а с другой, -- необходимости обеспечения населения информационными услугами. Теоретическая и практическая значимость Значимость, которая придается информатизации и цифровизации общественно-экономических отношений в нашей стране находит отражение в законодательных актах (табл. 1), хотя разделение на сферы применения правовых актов является достаточно условным. Процессы информатизации и цифровизации находятся в тесном взаимодействии. После принятия федерального закона 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» начинает формироваться формальная институциональная среда, регулирующая правоотношения в данной сфере. В соответствии с постановлением Правительства 2008 г. стали разрабатываться системы мониторинга деятельности органов местного самоуправления, начиная с уровня муниципальных районов. С 2016 г. в соответствии со Стратегией национальной безопасности в регионах России создаются ситуационные центры, обеспечивающие информационно-аналитическое сопровождение процессов управления. Данные структуры могут быть созданы на всех уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном и корпоративном. На 1 января 2019 г. во всех регионах Северо-Западного федерального округа, в том числе и северных (кроме Карелии), действуют подобные структуры глав регионов. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz