Север и рынок. 2019, № 3.

Но открытость промышленности, открытый характер арктической индустриализации означает необходимость опоры на объекты местной инфраструктуры, которые ее обеспечивают. В Арктике безоговорочно таким инфраструктурным объектом являются порты. Они создавали и создают, обеспечивают открытость арктической индустриализации! И если в зарубежной Европе, в США такая монопольная зависимость ранней индустриализации от морских и речных портов уже преодолена, то в Арктике в силу неразвитости альтернативных видов вывоза произведенной продукции она сохраняется и является очень сильной. Порты для арктической промышленности по-прежнему окна во внешний мир. Неслучайно всякое новое индустриальное освоение в Арктике обязательно опирается либо на новый порт, либо на новый терминал в уже действующем арктическом морском порте: достаточно вспомнить, например, феномен порта Сабетта и его роль для вывоза сжиженного природного газа компании «Новатэк». Но даже более того, морской порт своим специфическим профилем, своей специализацией рельефно очерчивает конкретный тип промышленного производства, вид производственной деятельности на ближайшей арктической суше. Специализация морских портов и тип производственной деятельности в их сухопутном «хинтерланде» в Арктике тесно связаны. Сравним в этой связи два арктических морских порта российской Европейской Арктики -- Архангельск и Мурманск (в описании используются материалы [26]). Архангельск традиционно является базой судостроения и судоремонта, лесоэкспорта. Морской порт специализируется на арктическом каботаже, то есть перевозке небольших (мелкопорционных) партий генеральных грузов, контейнеров, труб, строительных конструкций, техники судами с небольшой осадкой в мелководье Северного морского пути и в устьях северных сибирских рек. С другой стороны, Мурманск как база атомного ледокольного флота и Северного флота, как незамерзающий порт имеет другую арктическую специализацию: обеспечение ледокольной проводки по Северному морскому пути и безопасности мореплавания крупнотоннажных судов с большой осадкой при международном транзите грузов, перевозимых крупнотоннажными контейнеровозами, лихтеровозами, балкерами и танкерами по глубоководным трассам севернее Новой Земли и Новосибирских островов. А большие глубины порта нужны для перевалки многотонных насыпных, навалочных и наливных грузов (угля, удобрений и нефти) на большие суда с большой осадкой. Арктика и в период СССР, и сегодня в существенно большей степени включена в мировые товарные цепочки, чем внутренние и даже северные регионы страны. Это всегда оказывало и оказывает воздействие на особенности арктической индустриализации в сравнении с другими регионами и странами. Это абсолютно сквозная ее характеристика. Рассмотрим, например, структуру инвестиций в основной капитал по источникам (табл. 2). Понятно, что доля арктической промышленности в этих инвестициях является определяющей, поэтому для простоты можно пренебречь той долей, которую имеют в совокупных инвестиции в социальную сферу и др. По сравнению с Россией в целом Арктика имеет примерно в полтора раза большую долю привлеченных финансовых источников (в первую очередь, в виде банковских кредитов). И даже по сравнению с районами Крайнего Севера, куда включены Арктика и Север, доля привлеченных средств в совокупных инвестициях в Арктике существенно выше. Среди арктических территорий лидером по доле привлеченных инвестиций закономерно является Ямало-Ненецкий автономный округ, арктическая Карелия, арктическая Архангельская область, Чукотский автономный округ. Есть и многочисленные другие свидетельства большей открытости Арктики (большей, чем Россия и даже большей, чем Север) на внешний мир, что неизбежно проявляется и в открытом характере арктической индустриализации. Например, проведенные на рубеже веков работы по Тюменской области, в которой экономические и социальные индикаторы анализировались в зональной стратификации -- юг Тюменской области, северный Ханты-Мансийский автономный округ и арктический Ямало-Ненецкий автономный округ [29] -- четко диагностировали большую миграционную и большую финансовую (в размерах ежегодной денежной эмиссии) открытость Арктики по сравнению с Севером (табл. 3). Фундаментальное отличие арктической и «материковой» индустриализации состоит также в том, что новое промышленное освоение практически не «цепляется» за традиционное промысловое хозяйство и оленеводство коренных жителей. И даже между следующими друг за другом ресурсными циклами преемственность минимальная -- главным образом через созданные ранее объекты производственной и социальной инфраструктуры, так называемый эффект Джека Лондона [30]. 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz