Север и рынок. 2019, № 3.
В отраслевом разрезе взаимодействие между родовыми общинами реализуется посредством создания производственных кооперативов и артелей. Данные формы взаимодействия демонстрируют наличие признаков экономических сетей, участники которых связаны единой производственной целью. Присутствует даже такой признак «внутреннего арбитра» как «круговая порука». Свобода входа/выхода в кооператив удовлетворяет критериям добровольности и независимости участников, а наличие двух или трех ступеней управления -- критерию многоуровневой структуры взаимоотношений [18]. Несмотря на то, что в основе кооперации лежит коллективная собственность на все основные условия и средства производства, результаты производства и прибыль, по организационным характеристикам производственные кооперативы родовых общин КМНС отвечают признакам сетевых структур. В публичном управлении развитием АЗРФ необходимо отметить усиливающуюся тенденцию образования сетей некоммерческих организаций (далее -- НКО). Данные организации не имеют в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли для распределения ее между участниками и создаются в целях, направленных на достижение общественных благ (социальных, благотворительных, культурных, образовательных и т. п.) 1 . НКО играют особую роль в развитии социального капитала общества, потенциал которого зависит от уровня социального доверия, качества социальных норм и интенсивности социальных сетевых взаимоотношений, оказывая тем самым настолько существенное влияние на развитие общества в целом, что деятельность негосударственных общественных организаций классифицируется как «третий сектор» экономики [19, 20]. На основании вышесказанного, автором сделан вывод, что создание стратегических сетей некоммерческих организаций является действенным способом повышения эффективности публичного управления развитием территорий. Вместе с тем формирование эффективных ресурсных коалиций в «третьем секторе» российской экономики явление довольно редкое. Причины закрытости НКО, противоречащие их социально-экономической роли в обществе, по мнению инициаторов кооперационных проектов, -- это конкуренция за получение целевых ресурсов, неявная зависимость от финансирования органами государственной власти и как наиболее значимая причина -- крайне низкий уровень межличностного доверия и доверия к институтам гражданского общества в стране 2 . Мировосприятие жителей северных регионов, характеризуемое как «арктическая толерантность» (сформированные специфическими климатическими и экономическими условиями нормы поведения, в основе которых лежат принципы гуманизма, уважения, партнерства и солидарности [21, с. 31-32]) является несомненным преимуществом территории и требует особого внимания в дальнейшем исследовании возможностей развития сетевых форм институтов гражданского общества в системе публичного управления. На основании анализа действующей системы публичного управления развитием территории АЗРФ нами очерчен круг потенциальных акторов и действующих сетевых структур (рис. 1). Рассмотрим, вокруг каких проблем сформировались сети и за счет каких ресурсов они сохраняются. Сети международных организаций координируют глобальные проблемы развития Арктики, являются инструментами внешней политики стран-участниц с соответствующей ресурсной поддержкой из бюджетов государств. Национальные проекты реализуются в рамках программы социально-экономического развития АЗРФ за счет государственного бюджета РФ с привлечением частных инвестиций. Реально функционируют отраслевые кластеры, которые формируют, в свою очередь, опорные зоны развития АЗРФ, которые включены в программы государственной поддержки. Участники научно-образовательного консорциума в подавляющем большинстве -- федеральные бюджетные государственные образовательные учреждения, где программы исследования АЗРФ осуществляются в рамках бюджетного финансирования их текущей деятельности. Кооперация родовых общин коренных малых народов Севера -- необходимая мера для сохранения присутствия в отраслях традиционных видов деятельности наряду с крупными предприятиями, основана на консолидации ресурсов родовых общин, которые субсидируются государством. 1 О некоммерческих организациях: федерал. закон РФ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 2 Повышение доверия к некоммерческим организациям: российский контекст: сб. мат-лов // Агентство социальной информации, Центр развития НКО, 2010. URL: https://www.asi.org.ru/wp- content/uploads/2013/06/povysh.pdf (дата обращения: 19.03.2019). 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz