Север и рынок. 2019, № 3.
Таблица 4 Опорные зоны реализации программы социально-экономического развития АЗРФ Опорная зона Ресурсная база Отраслевые кластеры (созданные и планируемые) Кольская Портовые мощности, суда, ледокольный флот, ремонтная база, транснациональные маршруты; промысловые суда, береговой комплекс, рыбоперерабатывающие предприятия; производство апатитового, нефелинового, бадделеитового концентратов, электролитного кобальта, никеля, железорудного концентрата, рафинированной меди Транспортно-логистический, рыбопромышленный, горно-химический Архангельская Географическое положение, развитая транспортная инфраструктура Инновационный лесопромышленный, инновационный судостроительный, социальный; биотехнологический, рыбопромышленный Ненецкая Углеводородный ресурсный потенциал, действующие проекты добычи и транспортировки углеводородов Транспортно-логистический Воркутинская Месторождения Печорского угольного бассейна Транспортно-логистический Ямало-Ненецкая Углеводородные месторождения Нефтегазохимический, транспортный, научный Таймыро-Туруханская Месторождения медно-никелевой руды, углеводородного сырья, каменного и бурого угля, золота и платиноидов, редких и редкоземельных металлов, технических алмазов Горно-металлургический, нефтегазовый Северо-Якутская Месторождения углеводородного сырья Анабарского р-на, олова в Усть-Янском р-не, золоторудного сырья на северо-востоке республики Саха (Якутия) Горно-химический, энергетический, транспортно-логистический, сельскохозяйственный, туристический Чукотская Месторождения золота, платины, хрома, свинца, серебра, вольфрама, никеля, расположение в восточном трафике Северного морского пути Транспортный Задача сохранения национальных экономических традиций в сложных климатических и транспортно-логистических условиях АЗРФ требует объединения усилий и ресурсов традиционных хозяйствующих субъектов. Наиболее оптимальной формой взаимодействия коренных народов стала родовая община как форма самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединенных по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признакам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры 1 . Как любое объединение, общины являются действенным механизмом активизации определенной группы стейкхолдеров территории в представлении своих интересов в процессах публичного управления, а также формирования особенных социальных норм поведения, которые способствуют сохранению уникальности сообществ [15, 16]. В Мурманской области зарегистрировано 39 общин малочисленных народов Севера 2 . Всего на территории Российской Арктики по данным за 2017 г. зарегистрирована 201 родовая община коренных малочисленных народов Севера, из них 151 -- в Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа 3 . Общины коренных малочисленных народов по своему юридическому статусу являются некоммерческими организациями с правом заниматься традиционными видами деятельности. Важность реализуемых общинами социальных задач делает их значимыми акторами в сетях взаимодействия с властью и бизнесом, особенно с крупными добывающими корпорациями, которые оказывают разрушающее влияние на природные ресурсы, необходимые для ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера [17]. 1 Об общих принципах организации общин коренных народов Севера, Сибири и дальнего Востока РФ: федерал. закон РФ от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ (с изм.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 2 Правительство Мурманской области: офиц. портал. URL: https://gov-murman.ru/region/saami/short_info (дата обращения: 20.05.2019). 3 СПАРК: информ. ресурс междунар. информ. группы «Интерфакс». URL: http://www.spark- interfax.ru/ru/about (дата обращения: 20.05.2019). 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz