Север и рынок. 2019, № 3.

Во вторую группу входят регионы, в которых одна из трех отраслей по показателю фондоотдачи находится ниже среднего уровня. Оптимальным решением будет интенсификация усилий в направлении обновления и модернизации этих отраслей для повышения их отдачи, что положительным образом скажется на уровне ВРП. Особенно это касается тех регионов, где наблюдается низкая фондоотдача по разделу B -- добыча полезных ископаемых [8]. Это может свидетельствовать о крайне плохом состоянии основных фондов и угрожает не только экономическому благополучию региона, но и ведет к рискам возникновения серьезных техногенных катастроф и угрозе жизни работников предприятий. С другой стороны, поскольку ключевые отрасли -- добыча и обработка, это может свидетельствовать о значительном истощении запасов ресурсов и/или значительном осложнении их извлечения. В долгосрочной перспективе это означает необходимость о переходе экономики таких регионов с сырьевой ориентации в другие отрасли. В то же время ситуация позволяет заниматься параллельным развитием других отраслей, имеющих высокую социальную или инфраструктурную значимость [9], но в несколько меньшей степени, чем в регионах первой группы. Третья группа состоит из регионов в которой фондоотдача как минимум двух ключевых для ВРП отраслей находится ниже среднего значения по региону. Такую ситуацию можно назвать критической. Важно выявить причины данной ситуации. В качестве оперативного вмешательства можно направить наибольшее финансирование на повышение скорости модернизации и обновления основных фондов в этих отраслях. Если проблема заключается в состоянии основных фондов -- это позволит повысить производительность, увеличить значение ВРП, а соответственно, и поступления в бюджет региона [10], постепенно обеспечит увеличение темпов роста экономики региона. При наличии проблем более комплексного характера улучшения по показателям фондоотдачи и размеру ВРП выявлено не будет, что потребует значительной перестройки экономики региона и создания новой экономической политики для компенсации негативных эффектов. По этим причинам регионы третьей группы требуют особенно пристального внимания. Таблица 2 Фондоотдача в ВРП в регионах Российского Севера и Арктики по полному кругу организаций (2017 г., все основные фонды) Регион Разделы Всего A B C D E F G H I J K L M N O P Q R 5 Республика Карелия 1,67 2,60 1,24 0,35 1,20 3,02 1,83 0,24 1,42 0,45 0,14 0,21 0,35 5,69 1,19 0,88 1,89 0,42 1,44 0,70 Республика Коми 1,31 0,55 1,11 0,34 0,87 10,12 3,27 0,05 1,76 0,53 0,42 0,17 4,36 5,78 1,27 1,22 3,11 0,62 0,68 0,35 Архангельская обл. 1,02 0,52 1,49 0,67 0,92 9,07 2,98 0,32 1,81 0,67 0,37 0,20 1,96 5,53 0,32 0,83 2,36 0,76 0,58 0,62 В том числе: Ненецкий АО 0,76 0,52 1,63 0,93 0,00 19,70 3,91 1,08 1,45 3,75 0,00 0,20 1,32 2,03 0,06 0,49 1,07 0,38 7,09 0,54 Мурманская обл. 1,57 0,54 1,53 0,31 0,14 5,38 4,60 0,29 1,54 0,68 0,22 0,09 0,11 5,35 0,19 0,72 1,86 0,37 3,23 0,45 ХМАО 1,70 1,25 0,17 0,36 0,68 4,04 3,72 0,39 1,52 0,85 0,22 0,25 0,22 4,61 0,51 0,64 1,38 0,33 0,91 0,87 ЯНАО 0,39 0,54 1,37 0,38 1,59 31,84 19,36 0,08 0,63 0,84 0,00 0,15 0,49 0,57 0,87 0,61 1,86 0,33 0,00 0,50 Республика Тыва 1,01 1,38 1,15 0,32 1,71 3,88 4,56 0,26 0,87 0,52 0,02 0,14 0,32 2,15 1,27 2,62 4,54 1,56 3,28 1,01 Красноярский край 0,81 0,94 2,90 0,34 0,23 7,21 3,59 0,43 0,77 0,85 0,15 0,16 0,94 1,15 0,82 1,23 1,86 0,72 5,15 0,97 Иркутская обл. 1,71 1,38 0,97 0,49 0,62 5,18 3,97 0,33 0,67 0,52 0,12 0,13 2,51 3,77 0,64 0,99 2,28 0,72 3,59 0,80 Республика Саха 1,00 1,23 0,85 0,39 1,33 4,99 4,37 0,17 1,18 0,51 0,25 0,11 0,54 1,06 1,77 1,01 1,88 0,67 1,19 0,75 Камчатский край 1,95 0,49 1,30 0,67 0,74 1,48 3,85 0,33 1,77 0,70 0,27 0,10 0,11 2,14 0,36 0,90 2,83 0,78 1,28 0,67 Хабаровский край 2,08 1,18 0,64 0,34 0,33 3,32 5,70 0,31 4,07 0,88 0,17 0,25 1,33 5,87 0,90 1,41 1,62 0,52 2,38 0,69 Магаданская обл. 1,79 1,58 3,92 0,23 1,16 4,29 3,09 0,36 3,56 0,57 0,19 0,11 0,88 7,82 2,33 1,59 2,18 0,81 2,37 1,00 Сахалинская обл. 1,35 0,46 2,65 0,44 0,75 3,73 7,90 0,13 1,55 0,32 0,20 0,29 2,46 2,53 0,93 0,72 1,30 0,49 1,46 0,51 Чукотский АО 3,57 1,11 1,33 0,51 36,39 3,63 1,45 0,68 3,03 0,73 0,14 0,04 0,02 51,55 0,40 0,76 2,21 0,70 0,62 0,73 Примечание. Источник: рассчитано автором на основании данных из ЕМИСС [4]. Для расчета использовались «Отраслевая структура валовой добавленной стоимости субъектов Севера и Арктики Российской Федерации в 2017 г.» и «Наличие основных фондов на конец года по остаточной балансовой стоимости по полному кругу организаций в 2017 г.». ГРУППА 1 1. Ямало-Ненецкий АО 2. Республика Тыва 3. Иркутская область 4. Магаданская область ГРУППА 2 1. Республика Карелия 2. Ненецкий АО 3. Ханты-Мансийский АО 4. Республика Саха 5. Камчатский край 6. Республика Коми 7. Мурманская область 8. Красноярский край ГРУППА 3 1. Архангельская область 2. Хабаровский край 3. Сахалинская область 4. Чукотский АО Рис. 1. Распределение регионов Российского Севера и Арктики по группам в зависимости от фондоотдачи 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz