Север и рынок. 2019, № 3.

На показатели экономической активности, в частности, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (без учета малых и микропредприятий), сильное влияние оказывает численность прибывших в Воркуте, Ненецком и Чукотском автономных округах, где имеют место быть высокая «вахтовая» миграция и невысокая доля малого предпринимательства. Также высокая связь отмечается между выбывшим населением и объемом отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в Мурманской области и Чукотском автономном округе. Следовательно, в данных арктических субъектах при снижении миграционной убыли населения увеличивается объем отгруженной продукции. Доля инвестиций в основной капитал от организаций, находящихся на территории муниципальных образований, подвержена сильному влиянию миграционных процессов в Чукотском автономном округе и значительному — в Воркуте. В результате выполненной оценки можно сделать вывод о том, что миграционные процессы незначительно влияют на строительство жилья и доходы местных бюджетов в арктических муниципальных образованиях страны. Наибольшее влияние миграция населения оказывает на экономическое развитие Чукотского автономного округа. В данном арктическом автономном округе сильная связь проявляется по всем исследуемым направлениям. В Архангельской области практически отсутствует влияние миграционных процессов на экономическое развитие арктических муниципальных образований, за исключением слабой связи с уровнем доходов населения и местных бюджетов. Заключение В заключение следует вывод о подтверждении гипотезы, что процессы миграции населения на территории АЗРФ оказывают влияние на основные сферы жизнедеятельности муниципальных образований, характеризующие динамику социально-экономического развития территорий АЗРФ (доходы населения, рынок труда, обеспеченность объектами инфраструктуры, экономическая активность). При этом, взаимосвязь между миграцией и анализируемыми показателями качества жизни и экономической активности в арктических муниципальных образованиях страны дифференцируется в широком диапазоне: от высокой до отсутствующей, что обусловливается социальными и экономическими особенностями конкретных территорий. Результаты расчетов продемонстрировали, что взаимосвязь между миграционными процессами, с одной стороны, и качеством жизни населения, с другой, носит более сложный характер, чем это часто представляется в литературе. В частности, не только относительно невысокий уровень жизни в арктических территориях обусловливает масштабы оттока населения, но наблюдается и обратное влияние, а именно отток населения может вести к снижению качества жизни и экономической активности на арктических территориях. Таким образом, формируется взаимосвязь процессов, которые ведут к обезлюживанию арктических территорий. Все вышесказанное обусловливает поиск нового подхода к формированию государственной политики в сфере освоения и социально-экономического развития арктических территорий, который должен в комплексе учитывать взаимовлияние процессов миграции населения, условий его жизни, экономической активности на территории АЗРФ. Государственная поддержка только одного из выделенных направлений, как показала практика, не эффективна. При этом необходима согласованность политики, реализуемой в этой сфере органами власти различного уровня управления. Установленные в результате выполненного исследования зависимости будут способствовать формированию обоснованных механизмов и инструментов реализации стратегических приоритетов миграционной политики в условиях Арктики. Литература 1. Сукнёва С. А. Миграционный фактор демографической динамики северо-востока России // Материалы V Всероссийского научного семинара «Актуальные проблемы, направления и механизмы развития производительных сил Севера - 2016». Сыктывкар, 2016. С. 95-104. 2. Коровкин А. Г., Долгова И. Н., Единак Е. А., Королев И. Б. Оценка состояния и перспектив развития рынков труда и миграционных взаимосвязей регионов Российской Арктики // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6, № 4. С. 213-222. DOI: 10.18184/2079-4665.2015.6.4.213.222 3. Лузина Т. В., Игнатова И. В. Социально-демографический потенциал регионального развития // Экономика региона. 2016. Т. 12, № 4. С. 1079-1089. DOI: 10.17059/2016-4-10 4. Трубин В., Николаева Н., Мякишева С., Хусаинова А. Миграция населения в России: тенденции, проблемы, пути решения // Социальный бюллетень. М: Аналитический центр при Правительстве России, 2018. 54 с. 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz