Север и рынок. 2019, № 3.

Результаты исследования По предложенной выше авторской методике была выполнена оценка воздействия миграционных процессов на изменение качества жизни населения и связанной с ним экономической активности на территории Российской Арктики, результаты которой представлены в таблице 2. Таблица 2 Оценка влияния миграционных процессов на рынок труда, доходы населения, социальную инфраструктуру и экономический рост в арктических муниципальных образованиях России Рынок труда Социальная инфраструктура Доходы населения Экономический рост Уровень занятости обеспеченность местами в детских садах численность школьников строительство жилья Уровень доходов населения про ­ изводство инвести ­ ции доходы местного бюджета Республика Карелия Прибывшие 0,41 0,55 0,39 - 0,41 - - - Выбывшие 0,62 0,47 0,65 0,36 - - - - Республика Коми Прибывшие - 0,53 0,69 Нет данных 0,78 0,93 - - Выбывшие - 0,46 0,61 0,43 - 0,57 - Архангельская область Прибывшие - - - - 0,11 - - 0,43 Выбывшие - - - - 0,13 - - 0,48 Ненецкий автономный округ Прибывшие 0,62 - 0,29 - 0,33 0,62 - - Выбывшие - 0,39 - 0,32 0,69 - - - Красноярский край Прибывшие 0,96 0,97 0,75 - 0,39 0,42 0,11 - Выбывшие 0,96 0,97 - - 0,35 - 0,09 - Республика Саха (Якутия) Прибывшие 0,52 0,22 0,35 - - - - - Выбывшие 0,71 0,38 0,53 - - - - - Мурманская область Прибывшие - - - 0,33 - - - 0,19 Выбывшие - - - 0,35 - 0,77 - 0,17 Ямало-Ненецкий автономный округ Прибывшие 0,52 0,67 0,65 0,19 0,20 - - 0,36 Выбывшие 0,55 0,74 0,70 0,20 0,22 - - 0,39 Чукотский автономный округ Прибывшие 0,97 0,55 0,73 Нет данных 0,75 0,91 0,86 - Выбывшие 0,88 0,64 0,67 0,83 0,66 0,76 - Результаты выполненного статистического анализа позволяют сделать следующие выводы относительно влияния миграционных процессов на социально-экономическое развитие арктических территорий АЗРФ. Высокая связь между миграционными процессами и уровнем занятости наблюдается в арктических муниципальных образованиях Чукотского автономного округа и Красноярского края. Заметное влияние миграции на занятость населения отмечается, в свою очередь, в Республиках Саха (Якутия) и Карелия, Ямало-Ненецком автономном округе, а также между прибывшим населением и среднесписочной численностью работников организаций в Ненецком автономном округе. Отмечается влияние миграционных процессов в большинстве арктических муниципалитетов на обеспеченность местами детей в детских садах и численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях (сильное -- в Красноярском крае и Ямало-Ненецком автономном округе, заметное -- в Республиках Коми и Карелия, Чукотском автономном округе, умеренное -- в Ненецком автономном округе и Республике Саха (Якутия)). Данный факт объясняется тем, что арктические муниципальные образования характеризуются высокой миграцией именно трудоспособного населения, преимущественно семьями. Как представлено в таблице 2, миграционные процессы в той или иной мере оказывают влияние на уровень доходов населения арктических муниципальных образований всех субъектов, полностью или частично относящихся к АЗРФ, за исключением Республики Саха (Якутия) и Мурманской области. Так, наибольшая взаимосвязь между данным составляющими наблюдается в Чукотском и Ненецком автономных округах, а также в Республике Коми. В Республике Карелия, Красноярском крае и Ямало-Ненецком автономном округе данное влияние незначительно. 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz