Север и рынок. 2019, № 3.

Следует отметить, что из всех анализируемых регионов наиболее эффективную инвестиционную среду имеет Мурманская область, так как она имеет высокие значения показателей по десяти направлениям, оказывающим влияние на суммарный балл по факторам «Институциональная среда» и «Нормативно-правовая база». На относительно невысокие значения данных факторов в трех других анализируемых регионах оказывают влияние: отсутствие или недостаточные меры поддержки частных партнеров в Ненецком и Чукотском автономных округах; отсутствие межведомственного органа, ответственного за рассмотрение инициируемых проектов ГЧП и выработку политики в сфере ГЧП в Ямало-Ненецком автономном округе и отсутствие порядка межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти на этапе разработки и рассмотрения проектов ГЧП в Ненецком автономном округе. Однако удельный вес данных показателей в интегральном показателе рейтинга существенно снизился, и наиболее важным в последней редакции методики составления рейтинга является фактор «Опыт реализации проектов». Соответственно, за счет фактора «Опыт реализации проектов» Ямало-Ненецкий автономный округ имеет самое большое значение интегрального показателя и темпы его роста среди анализируемых регионов. Особо следует отметить Чукотский автономный округ, в котором интегральный рейтинг также существенно увеличился в 2018-2019 гг. за счет фактора «Опыт реализации проектов». В 2018-2019 г. в Чукотском автономном округе реализуется 21 ГЧП-проект (6 региональных и 15 муниципальных), то есть по количеству даже больше, чем в Ямало-Ненецком автономном округе -- 17 ГЧП-проектов (5 региональных и 12 муниципальных). На региональные ГЧП-проекты приходится 96,6 % общего объема инвестиций, при этом наибольший объем инвестиций привлечено в Ямало-Ненецком автономном округе (95,4 % общего объема инвестиций). В Чукотском автономном округе несмотря на большее количество ГЧП-проектов объем инвестиций составляет 3,1 % общего объема привлеченных в ГЧП-проекты инвестиций. На рисунке 7 представлена структура портфеля ГЧП-проектов по количеству реализуемых проектов регионов, территория которых полностью относится к Арктической зоне. Мурманская область 13% Чукотский автономный округ 46% Ненецкий автономный округ 4% Ямало-Ненецкий автономный округ 37% Рис. 7. Структура портфеля ГЧП-проектов анализируемых регионов На рисунке 8 представлена информация по статусу реализации ГЧП-проектов. Из графика видно, что наибольшее количество проектов в Чукотском автономном округе (13 ГЧП-проектов) находится на стадии инициирования, а в Ямало-Ненецком автономном округе -- на инвестиционной стадии (6 проектов). О влиянии ГЧП-проектов на качество уровня жизни в регионах свидетельствует отрасль реализации проекта (рис. 9) В анализируемых регионах все реализуемые проекты (Мурманская область и Ненецкий автономный округ) или значимая часть их (Чукотский автономный округ -- 19 из 21 проекта, Ямало-Ненецкий автономный округ -- 10 из 17 проектов) относятся к сфере коммунально-энергетического хозяйства. Учитывая отдаленность и транспортную недоступность территории Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, проекты в сфере транспорта, безусловно, связаны с повышением качества жизни населения. Кроме того, в Ямало-Ненецком автономном округе реализуется три социально-значимых проекта. Таким образом, анализ показал, что все реализуемые проекты связаны с повышением качества жизни населения, независимо от отрасли реализации [27]. 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz