Север и рынок. 2019, № 3.

Повышение уровня качества жизни населения является одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности России, поэтому органы государственной власти и местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества должны совершенствовать систему контроля за использованием бюджетных ассигнований и механизм государственно-частного партнерства в целях повышения качества жизни граждан, а также реализовывать «государственную социально-экономическую политику, предусматривающую: расширение использования инструментов государственно-частного партнерства для решения стратегических задач развития экономики, завершения формирования базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктур, особенно в Арктике, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, развития Северного морского пути, Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей» [15]. Развитие регионов и территорий Арктической зоны является стратегическим направлением развития различных стран мира. Представители западного бизнеса отмечают, что препятствием для арктического бизнеса является отсутствие инфраструктуры и региональных стандартов, при этом ссылаются на положительный опыт развития инфраструктуры Ямало-Ненецкого автономного округа за счет существенной поддержки со стороны Правительства РФ. Эксперты согласны, что поддержка со стороны правительства важна для регионов, которые входят в сферу национальной безопасности той или иной страны, но этого недостаточно, так как частично решить проблему недофинансирования помогут партнерские отношения между государственным и частным секторами, в частности, в развитии транспортной и коммуникационной инфраструктур [16]. При доле населения около 2 %, вклад Арктической зоны в ВВП России составляет более 10 % (более 20 % российского экспорта) [17]. В регионах Арктической зоны одной из важных проблем является отток населения прежде всего из-за устаревания инфраструктуры [18]. В перспективе доля населения может увеличится за счет новых способов освоения Арктической зоны РФ (например, более длительные вахты) и увеличения уровня качества жизни населения за счет реализации масштабных инфраструктурных проектов, которые подразумевают создание рабочих мест, инвестиции в образовательную и научно-техническую сферу для подготовки кадров, развитие существующих населенных пунктов путем создания дополнительных логистических коридоров, улучшения экологической обстановки. Объем привлекаемых частных инвестиций в регионы зависит от их инвестиционной привлекательности и уровня социально-экономического развития. В исследовании были изучены различные рейтинги регионов, полностью относящиеся к Арктической зоне России [19]. На рисунках 3 и 4 представлены сопоставления различных рейтингов. Свою позицию в рейтинге социально-экономического положения регионов Арктики успешнее всех улучшил Ненецкий автономный округ, поднявшись с 58 места по итогам 2017 г. до 56 места по итогам 2018 г. Ямало-Ненецкий автономный округ вернул позицию в рейтинге, которую он занимал в 2015-2016 гг., нарастив интегральный показатель по итогам 2018 г. относительно 2017 г. на 8,7 %. Мурманская область и Чукотский автономный округ сохранили свою позицию в рейтинге (44 и 81 места соответственно), однако интегральный показатель Мурманской области несущественно понизился, а интегральный показатель Чукотского автономного округа повысился на 1,6 % [20, 21]. Рис. 3. Сопоставление рейтингов социально-экономического положения регионов и качества жизни в регионах Арктической зоны 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz