Север и рынок. 2019, № 3.
несчастных случаев, сокращению рождаемости, снижению положительности жизни. При этом именно развитие инфраструктуры является одним из значимых факторов улучшения уровня качества жизни населения. По данным базы данных Всемирного банка, в 2018 г. частные инвестиции в сферу энергетики, транспорта, информационно-коммуникационных технологий и водохозяйственной инфраструктуры в странах с низким и средним уровнем дохода составили 90 млрд долл. США по 335 проектам в 41 стране, что на 3 % ниже, чем в 2017 г., но более чем на четверть больше чем в 2016 г. 12,8 млрд долл. США составили в 2018 г. частные инвестиции в проектах стран с низким и средним уровнем дохода Европы и Центральной Азии, что в два раза больше, чем в 2017 г. В России и Турции преобладают частные инвестиции в транспортные проекты -- 1,4 млрд долл. США из 2,3 млрд долл. США и 6,9 млрд долл. США из 7,9 млрд долл. США соответственно [3]. Расходы России в 2018 г. на инфраструктуру составляли 2,8 % от ВВП, для сравнения Китай, который является лидером, тратит 6 % от ВВП. Россия инвестирует в инфраструктуру существенно меньше, чем такая развитая страна, как Япония, которая сопоставима с нами по численности населения, но меньше по площади в 45 тыс. раз. Среди стран БРИКС Россия обгоняет только ЮАР, но существенно отстает от Бразилии и Индии [7-11]. Анализ отраслевой структуры мировых инвестиций за последние 10 лет показал, что только в 2015 г. и 2018 г. инвестиции в транспортную инфраструктуру превысили инвестиции в энергетику и составили в 2018 г. 50 % мировых инвестиций в инфраструктурные проекты [7], в странах с низким и средним уровнем дохода -- 60 % объема инвестиций [3]. При этом в 2018 г. был зафиксирован самый низкий уровень мировых инвестиций в энергетику, связанный с резким сокращением инвестиций в Китае и Бразилии [3, 11]. На этом фоне, в соответствии с прогнозом Всемирного банка, Global Infrastructure Hub и ОЭСР, удельный вес инвестиций в соответствующие инфраструктурные сферы существенно не изменится относительно 2018 г., однако прогнозируется замедление темпов роста мировых инвестиций в инфраструктурные проекты: темп роста в 2030 г. относительно 2018 г. составит 125 %, а в 2040 г. относительно 2030 г. -- 117 % [3-7]. В прогнозах на 2030-2040 гг. транспортная инфраструктура по объему привлекаемых мировых инвестиций остается на первом месте, опережая энергетику. По объему инвестирования в отрасли инфраструктуры Россия занимает довольно скромные места: по инвестициям в транспорт — 11 место, в IT -инфраструктуру — 12 место, в энергетику — 15 место, в водоснабжение и водоотведение -- 25 место [7]. Повышение качества жизни населения России является приоритетной задачей внутренней политики государства, одним из способов решения которой является поиск альтернативных источников финансирования социальных проектов, в том числе за счет механизмов ГЧП. Развитие государственно-частного партнерства дает существенную отдачу для общества, благодаря, в частности, снижению расходов бюджета государства за счет альтернативных источников частного капитала; более раннему выполнению запланированной программы капиталовложений; повышению уровня обслуживания населения; снижению проектных рисков; возможности наиболее эффективного сочетания государственной и частной экспертизы для проведения углубленной оценки проекта и достижения оптимизации масштабов проекта; оптимизации расходов в течение всего жизненного цикла продукта проекта. Как показал анализ развития ГЧП в России, первый этап, характеризующийся принятием политических решений, проверкой соответствия действующему законодательству, формированием портфеля ГЧП-проектов, разработкой базовых концепций, применением ранее накопленного опыта партнерства, началом формирования рынка, завершен, и длился он 15 лет. Россия перешла ко второму этапу, связанному с созданием специализированных структур, занимающихся проблемами ГЧП, проведением модернизации законодательства, уточнением моделей ГЧП, расширением портфеля ГЧП-проектов и охватом большего числа отраслей бизнеса. По всем направлениям, характеризующих второй этап, ведется большая работа, в частности: 1) в 2017 г. по инициативе Агентства стратегических инициатив и при поддержке Минэкономразвития России и Торгово-промышленной палаты РФ некоммерческое партнерство «Центр развития ГЧП», созданное в 2009 г., было реорганизовано в автономную некоммерческую организацию «Национальный Центр ГЧП»; 2) разработка законопроекта, предусматривающего внесение комплексных поправок в два главных федеральных закона в сфере государственно-частного партнерства -- 115-ФЗ и 224-ФЗ [12, 13]; 3) расширение границ применения механизмов ГЧП на объекты IT -инфраструктуры, а в перспективе на объекты культурного наследия; 4) госкорпорациям «Российские автомобильные дороги» и «Росатом» предоставлено право осуществлять полномочия концедента. 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz