Север и рынок. 2019, № 2.
Окончание табл. 4 География объекта Мероприятия Проект ТАСИС «Развитие местных социально-экономических инициатив с использованием потенциала ООПТ и эко-НКО» (8 регионов России) Фокус — местный туризм, программы устойчивого жизнеобеспечения местного населения Проект ПРООН/ГЭФ «Демонстрация устойчивого сохранения биоразнобразия на ООПТ Камчатской обл. России» Природный парк «Быстринский» Экологические тропы, экологическое просвещение Проект ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия в российской части Алтае-Саянского экорегиона» Природные парки «Чуй-Оозы» и «Аргут» Частный бизнес по устойчивому жизнеообеспечению местного населения Проект Всемирного фонда дикой природы WWF «Ирбис-экотур» (проведение конных экотуров) Проект ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия Казахстанской части Алтай-Саянского экорегиона» (выполнение программ устойчивого управления лесными ресурсами, развития экотуризма, использования ресурсов с/х пользования, ведения с/х и создания его инфраструктуры) Проект ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги» Реки бассейна Нижней Волги Развитие рекреационного комплекса — конноспортивный комплекс, агро- и этнотуризм. Развитие сельского хозяйства — выращивание гусей, уток, производство молочной продукции, разведение нутрий, кролиководство. Развитие рыбного хозяйства — выращивание товарной рыбы, содержание и разведение раков. Развитие промышленного сектора — производство строительных материалов из тростника Экотуризм и сбор недревесных ресурсов леса можно рассматривать как отрасль экономики и как ресурс для развития сельской экономики. С точки зрения ресурса, для оценки услуг лесных и водных экосистем наиболее важными инструментами являются мониторинг, информационный учет и контроль. Зачастую в качестве параметров биологических запасов и объемов изъятия недревесных ресурсов леса — грибов, ягод, орехов, лечебных трав используются данные длительного срока давности (1970-1980-х гг.). В настоящее время лишь благодаря проведению крупных международных проектов проходили более точные оценки объемных показателей. Результатами таких проектов стали не только расчеты объемов изъятия ресурсов, а также возможность проведения экотуризма, социального развития территории. Правовой механизм с внедрением нормативно-правовых инструментов функционирует в России, а организационный (особенно экономический) проявляет себя лишь локально на некоторых территориях ООПТ. Заключение Любая проблема до момента ее разрешения проходит несколько этапов: изучение процессов и регулирующих механизмов; разработка правовых и нормативных документов; встраивание этих механизмов на практике. В настоящее время ЭУ переживают в разных странах различные переходы от одного этапа к другому. Так, развитые страны, имея правовые и организационные механизмы , на практике применяют экономические механизмы , включающие весь спектр инструментов. Данный факт, в силу взаимодействия ЭУ, сопряжен сложностью принятия конкретных мер/шагов для конкретных услуг. Поэтому многие меры государственного регулирования носят комплексный характер сохранения ЭУ (например, через внедрение адаптивно-ландшафтной системы земледелия; путем включения в планы лесопользования информации об экосистемных функциях леса). Позитивный опыт многих стран доказывает неизбежность привлечения внимания к экономической оценке, мониторингу и адекватной информационной базе элементов природного капитала. Использование разнообразных механизмов учета экосистемных услуг (платежи, ОВОС и т. д.) побуждает к разработке информационной системы тех показателей, которые будут впоследствии контролироваться или рассчитываться для экономических оценок (ущербов). Также необходимо создание инструкции (методических рекомендаций) по использованию экосистемных услуг, где были 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz