Север и рынок. 2019, № 2.

Окончание табл. 4 География объекта Мероприятия Проект ТАСИС «Развитие местных социально-экономических инициатив с использованием потенциала ООПТ и эко-НКО» (8 регионов России) Фокус — местный туризм, программы устойчивого жизнеобеспечения местного населения Проект ПРООН/ГЭФ «Демонстрация устойчивого сохранения биоразнобразия на ООПТ Камчатской обл. России» Природный парк «Быстринский» Экологические тропы, экологическое просвещение Проект ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия в российской части Алтае-Саянского экорегиона» Природные парки «Чуй-Оозы» и «Аргут» Частный бизнес по устойчивому жизнеообеспечению местного населения Проект Всемирного фонда дикой природы WWF «Ирбис-экотур» (проведение конных экотуров) Проект ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия Казахстанской части Алтай-Саянского экорегиона» (выполнение программ устойчивого управления лесными ресурсами, развития экотуризма, использования ресурсов с/х пользования, ведения с/х и создания его инфраструктуры) Проект ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги» Реки бассейна Нижней Волги Развитие рекреационного комплекса — конноспортивный комплекс, агро- и этнотуризм. Развитие сельского хозяйства — выращивание гусей, уток, производство молочной продукции, разведение нутрий, кролиководство. Развитие рыбного хозяйства — выращивание товарной рыбы, содержание и разведение раков. Развитие промышленного сектора — производство строительных материалов из тростника Экотуризм и сбор недревесных ресурсов леса можно рассматривать как отрасль экономики и как ресурс для развития сельской экономики. С точки зрения ресурса, для оценки услуг лесных и водных экосистем наиболее важными инструментами являются мониторинг, информационный учет и контроль. Зачастую в качестве параметров биологических запасов и объемов изъятия недревесных ресурсов леса — грибов, ягод, орехов, лечебных трав используются данные длительного срока давности (1970-1980-х гг.). В настоящее время лишь благодаря проведению крупных международных проектов проходили более точные оценки объемных показателей. Результатами таких проектов стали не только расчеты объемов изъятия ресурсов, а также возможность проведения экотуризма, социального развития территории. Правовой механизм с внедрением нормативно-правовых инструментов функционирует в России, а организационный (особенно экономический) проявляет себя лишь локально на некоторых территориях ООПТ. Заключение Любая проблема до момента ее разрешения проходит несколько этапов: изучение процессов и регулирующих механизмов; разработка правовых и нормативных документов; встраивание этих механизмов на практике. В настоящее время ЭУ переживают в разных странах различные переходы от одного этапа к другому. Так, развитые страны, имея правовые и организационные механизмы , на практике применяют экономические механизмы , включающие весь спектр инструментов. Данный факт, в силу взаимодействия ЭУ, сопряжен сложностью принятия конкретных мер/шагов для конкретных услуг. Поэтому многие меры государственного регулирования носят комплексный характер сохранения ЭУ (например, через внедрение адаптивно-ландшафтной системы земледелия; путем включения в планы лесопользования информации об экосистемных функциях леса). Позитивный опыт многих стран доказывает неизбежность привлечения внимания к экономической оценке, мониторингу и адекватной информационной базе элементов природного капитала. Использование разнообразных механизмов учета экосистемных услуг (платежи, ОВОС и т. д.) побуждает к разработке информационной системы тех показателей, которые будут впоследствии контролироваться или рассчитываться для экономических оценок (ущербов). Также необходимо создание инструкции (методических рекомендаций) по использованию экосистемных услуг, где были 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz