Север и рынок. 2019, № 2.
система позволяет обеспечить мониторинг и контроль пространственного размещения видов животных, динамическую оценку их состояния для обоснования целесообразности изменения статуса вида в Красной книге Республики Беларусь, а также для планирования научных исследований и специальных мероприятий по их охране. Эффективность такого рационального отношения к природе происходит уже на стадии ОВОС при планировании хозяйственной деятельности 22 . Государственное регулирование важнейшей для сохранения окружающей среды, его биоразнообразия имеет опыт нескольких десятилетий, включающий использование правовых и организационных механизмов с практически полным набором их инструментов. Международный опыт развитых и развивающихся стран охватывает весь комплекс мер — от информационно мониторинговой системы до внедрения организационно-экономических схем управления (платежей, дотаций, льгот, соглашений, выплат и т. д.). Сбор недревесной продукции леса и организация экологического туризма Экологический туризм в большинстве своем сосредоточен на особо охраняемых территориях (ООПТ). Основной уклон в построении мировой системы охраняемых территорий приходится на организацию щадящего режима эксплуатации, предоставление рекреационных услуг населению и туристам для обеспечения доходов объектов для его функционирования. Отличительной особенностью является тот факт, что доля земель строго охраняемых природных территорий (строгий природный резерват без разрешения посещения), за исключением Антарктики, не велика — от 11,7 % (Северная Америка) до 4,7 % в Европе, включая и Россию [36]. В настоящее время в мире наблюдается тенденция увеличения числа охраняемых объектов нестрогой охраны, позволяющей осуществлять рекреационный отдых населения и экологический туризм. Несмотря на то, что владельцами таких территорий помимо государства могут быть частный бизнес, неправительственные организации и органы местного самоуправления, текущее финансирование составляет лишь 30 % от фактического объема средств на данных объектах [37]. Оставшаяся часть финансов поступает от средств, полученных за счет привлечения туризма, расширения услуг рекреации, благотворительных средств самих туристов, сотрудничества с общественными организациями и помощи со стороны волонтеров [38]. А это значит, что инструменты регулирования не только разрабатываются, но и внедряются в практику. Государство поддерживает организацию особо охраняемых природных территорий, допуская рекреационную деятельность, не нанося вред экосистемам. В России наиболее наглядно это демонстрируют бизнес-идеи на территориях заповедников, национальных природных парков на Алтае, Камчатке, Смоленской, Калужской областей и реках бассейна нижней Волги. Эти бизнес-идеи охватывали туристические (экологические тропы, агро-, этнотуризм) и сельскохозяйственные (кролико- и птицеводство, выращивание гусей и уток, содержание и разведение рыбы, лозоплетение, керамика и т. д.) сектора экономики (табл. 5). Таблица 5 Внедрение бизнес-идей в развитие рекреационного потенциала ООПТ География объекта Мероприятия По проекту ЦОДП «Ст ратегия управления национальными парками России» Калужская обл., национальный парк «Угра» Экологически ориентированное с/х, гостевое обслуживание Смоленская обл., национальный парк «Смоленское Поозерье» Экологически ориентированное с/х, народные промыслы (флористика, живопись, лозоплетение, изготовление изделий из дерева, керамики, гобеленов Смоленская обл., биосферный заповедник «Центрально-Лесной» Растение-, птицеводство, гостевое обслуживание Биосферный заповедник «Катунский» Развитие производства и упаковка горного меда (пасека на ООПТ, производство — вне заповедника) 22 Технический кодекс установившейся практики 17.02-08.2012 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Правила проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и подготовки отчета». 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz