Север и рынок. 2019, № 2.
Окончание таблицы 4 Страны Примеры Швеция. Пойма реки Хельга Установление щадящего режима лесопользования акватории рек для исключения риска загрязнений вод с прилегающих сельскохозяйственных полей, а также для роста эстетических качеств лесов для нужд рекреации между местной администрацией и частными владельцами лесов Частные схемы (отношения только между частными компаниями) Португалия фирма «Кока-Кола» на основе Соглашения Частные владельцы лесов за отказ от эксплуатации леса, при этом проводя природоохранные работы, получают плату за поддержание лесов для обеспечения качества воды в водохранилище Тагуа Франция , компания «Нестле Уотерс» марка бутилированной воды «Виттель» (срок 30 лет) Компания заключает контракты с фермерскими предпринимателями водосборного бассейна для обеспечения качества воды с условием сокращения внесения удобрений, выплачивая фермерам потери Швейцария , компания «Хенниц» бутылирование минеральной воды Выкуп с/х земель с целью перевода их в защитные леса, для обеспечения чистоты воды, которая достигается за счет снижения нитратов, хлоридов и пестицидов Германия , корпорация «Бионаде», производство безалкогольного напитка (контракты срок более 20 лет) Корпорация покрывает расходы НПО для замены хвойных пород на лиственные для обеспечения увеличения объема подземных вод для производства напитка (через 10-12 лет идет рост объема воды на 800 тыс. л/га) Частно-государственные схемы (государство является посредником/плательщиком между частными лицами/компаниями) Дания , энергетическая компания — собственники лесов — фермеры (Копенгаген) Корпорация собирает со своих клиентов повышенные тарифы и передает часть средств лесовладельцам и фермерам для увеличения объема воды с целью преобразования сельхозугодий в леса; замещения хвойных пород лиственными для повышения уровня грунтовых вод; сокращения внесения удобрений на с/х угодьях Примечание. Таблица составлена по материалам [9, 10]. Опыт решения проблемы сохранения биоразнообразия с помощью всего спектра механизмов управления природопользованием — организационным (наличие и подготовка специалистов, проведение мониторинга, учета и контроля состояния, экологический аудит), правовым (законы о природопользовании, утвержденные нормативы воздействия, лимиты изъятия) и экономическим (на основе проведения экономической оценки введение компенсационных выплат) демонстрирует Республика Беларусь. Этот опыт базируется на законодательном закреплении обязательств по отношению к ЭУ. Так, например, на основании Законов о растительном и животном мире в случае нанесения им потенциального ущерба предусматриваются различные компенсационные мероприятия: посадки деревьев, кустарников, пересадки «краснокнижных» видов, создание новых мест обитания, восстановление среды обитания и т. д. В противном случае применяются компенсационные выплаты, которые дифференцированы: по видам объектов животного мира, способности восстановления; по исходной плотности особей; по ежегодному приросту этих ресурсов и продолжительности негативного воздействия. Необходимо отметить и следующий инструмент государственного регулирования — детальную инвентаризацию и постоянный мониторинг ситуации. Для этого разработана методика по определению стоимостной оценки экосистемных услуг и ценности биологического разнообразия для луговых, болотных, лесных и водных экосистем [35]. Стоимостной оценке подвержены практически все значимые для сельской экономики услуги: сохранение биоразнообразия, ассимиляционная способность лесных экосистем, водоочистная функция болот и депонирование CO 2 . Мониторинг состояния происходит благодаря использованию GIS -технологий и контролю со стороны специальных охранных органов, подчиняющихся непосредственно президенту Республики Беларусь. Разработанная с использованием GIS -технологий информационно-поисковая 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz