Север и рынок. 2019, № 2.
и мероприятия по сохранению ЭУ. Так, на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 20.12.2017 № 692 (зарегистрирован в Минюсте России 05.04.2018 № 50666), согласно Типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации, включен раздел III — Оценка лесных ресурсов и средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов, рынков лесопродукции и перспектив освоения лесов. В соответствии с этим разделом субъекты обязаны включать данные: • об оценке заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, заготовке пищевых лесных ресурсов, живицы, сбора лекарственных растений; • о рекреационном потенциале; • о состоянии охотничьих угодий; • о поглощении углерода по пулам лесной экосистемой (почва, подстилка, биомасса древостоя и т.д.), потере углерода за счет пожаров, рубок, болезней и т. д.; • об оценке водоохранной, защитной (защита от эрозии почв и берегов рек) и санитарно гигиенической (поглощение выбросов и пыли, выделение кислорода, фитонцидов) функций природного капитала. Для наглядности представления информации по ЭУ выбраны несколько регионов, где лесопользование играет важную составляющую экономики этих территорий. Анализ показал, что Проекты лесных планов территориальных субъектов на 2019-2028 гг. насыщены избирательной информацией по данным вопросам (табл. 3). Так, например, оценка бюджета углерода Карелии и Красноярского края выполнена по применяемой Росгидрометом методике [31], реализованной для регионального уровня в компьютерной программе РОБУЛ. Для Томской и Свердловской областей оценка проведена на основе «Методических указаний по количественному определению объема поглощения парниковых газов» (утверждены распоряжением Минприроды России от 30.06.2017 № 20-р); для Кировской обл. приведены данные, но не указан метод проведенных расчетов. Водорегулирующая функция оценена лишь в Карелии и Томской обл., при этом разными методами с помощью разных показателей. Например, водорегулирующая функция леса заключается в предотвращении величины поверхностного стока: так, объем предотвращения поверхностного стока лесами Томской обл. на базовый год составляет 115,1 м 3 /га, экономический эффект от водорегулирующей функции составил 45,7 млрд руб. Водорегулирующая функция лесов Карелии оценена в форме доли от выпадающих осадков, которая по состоянию на 2010, 2018 и 2028 гг. составила 60,3, 61,7 и 57,9 % соответственно. Удельные показатели поглощения пыли, вредных выбросов, выделение кислорода (санитарно-гигиенические функции леса) рассчитаны без методических обоснований. Данный факт свидетельствует о неполной готовности государственных служб, методическом разночтении и недостаточной квалификации специалистов в области разносторонней оценки ЭУ. Например, пока не существует единых методических подходов, не везде разработаны местные регламенты к оценке характеристик экологического потенциала, что объясняет отсутствие прогнозных характеристик. Это объясняет, что Ханты-Мансийский автономный округ — Югра в разделе «средообразующих. и иных полезных функций лесов» отразил информацию по негативному воздействию на окружающую среду (выбросы, сбросы, отходы от стационарных объектов). В силу многих объективных (нет специалистов и финансирования для натурных исследований крупных по площадям лесных территорий) и субъективных (нет понимания необходимости данных знаний) причин на многих территориях отсутствуют исследования по прогнозу состояния ЭУ. Из этого следует необходимость принятия на ведомственном уровне общих правил (руководства), в которых бы были приведены требования и методы оценки ЭУ. Экосистемная услуга регулирование климата (включающая как поглощение и выделение парниковых газов, так и их хранение) наиболее проработана с точки зрения управления государственными инструментами. В настоящее время благодаря международному интересу к данному вопросу в России функционируют организационный и правовой механизмы с соответствующими инструментами. Дискуссионным до сих пор является принятие решения внедрения конкретных экономических инструментов — введение налогов или других рыночных регуляторов, а также внедрение экологических технологий, позволяющих уменьшить негативный эффект парниковых газов. На стадии планирования лесного хозяйства актуализируется информация об ЭУ, однако на практике специалисты не могут оценить эти услуги. 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz