Север и рынок. 2019, № 2.

на выбросы) или количественного (введение системы торговли разрешениями на выбросы) [26]. Наиболее приемлемым считают принятие углеродного налога, при соблюдении условия доведения выбросов углекислого газа на уровне 75-80 % от объема выбросов 1990 г. «при условии максимально возможного учета поглощающей способности лесов». Внедрение такой системы в практику планируется после 2020 г. Некоторые меры для этого уже реализуются в области мониторинга, контроля и инвентаризации отчетности выбросов, с акцентом внимания на локальном уровне предприятий 19 . Согласно распоряжениям Правительства РФ (2015 г.), с 2019 г. о выбросах парниковых газов обязаны отчитываться компании с годовым объемом выбросов более 150 млн т СО 2- -эквивалента, а с 2024 г. этот порог будет снижен до 50 млн т. Разработана соответствующая методика подсчета выбросов, а также предложена для регионов, хотя их отчетность пока носит добровольный характер 20 . Подготовлена методика количественного определения объема поглощения парниковых газов, которую предприятия могут использовать, например, при осуществлении мер по восстановлению лесов. За последние десять лет Правительством РФ были приняты и утверждены документы, подтверждающие ответственность государства перед мировым сообществом за сокращение парниковых газов и стабилизацию климата 21 [27]. В настоящее время за истекший период использованы организационный и правовой механизмы со всеми необходимыми инструментами для регулирования состояния выбросов парниковых газов. Это мониторинг, учет и контроль информации, разработка методических мер по адаптации и смягчению воздействия на климат, включая отрасли лесного и сельского хозяйства. Основными источниками выбросов парниковых газов в сельском хозяйстве являются, по сути, «отходы производства» — внутренняя ферментация домашних животных (CH 4 ), хранение навоза и птичьего помета (N 2 O), а также растительных остатков (N 2 O). При этом покрытые растительностью экосистемы (сенокосы и пастбища) в противовес являются поглотителем СО 2 . Источниками выбросов CO 2 в лесном хозяйстве выступают территории вырубок (после заготовки древесины), земли, оставшиеся после пожаров или после проведения осушения заболоченных лесных почв. Для территорий, охваченных сельскохозяйственной деятельностью, источником выбросов СО 2 является органика почв. Выбросы других газов (СН 4 и N 2 O) связаны с лесными пожарами [28]. Согласно Докладу РФ об изменении климата, ситуация с выбросами парниковых газов в отраслях сельской экономики позитивная [27]. Учитывая тот факт, что лесные экосистемы и пастбища/сенокосы поглощают углекислый газ, а пашни его выделяют, то за период с 1990 г. эти процессы носят позитивный характер. Так, общие выбросы в 2015 г. составляли 132,1 млн т — СО 2 экв, что на 58,1 % меньше выбросов 1990 г. (табл. 2). Широко известно, что основной объем выбросов углекислого газа приходится на процесс сжигания ископаемого топлива, который в объемных показателях составляет 98,6 % от общих выбросов по стране [24]. Остальной объем выделения (эмиссии) CO 2 происходит на землях после вырубок и не покрытых растительностью и обедненных гумусом, а также пустынных землях. 19 Об утверждении Концепции формирования системы мониторинга, отчетности и проверки выбросов парниковых газов в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 22.04.2015 № 716-р); Об утверждении Методических рекомендаций по проведению добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации (распоряжение Министерства природных ресурсов от 16.04.2015 № 15-р). 20 Методические рекомендации по проведению добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации (распоряжение Минприроды России от 16.04.2015 № 15-р); Методические указания и руководство по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации (приказ Минприроды России от 30.06.2015 № 300); Методические указания по количественному определению объема поглощения парниковых газов (распоряжение Минприроды России от 30.06.2017 № 20-р). 21 Климатическая доктрина Российской Федерации (распоряжение Президента РФ от 17.12.2009 № 861-рп); Об утверждении Комплексного плана реализации Климатической доктрины на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 25.04.2011 № 730-р); О сокращении выбросов парниковых газов к 2020 году до уровня не более 75 % от уровня 1990 года (указ Президента РФ от 30.09.2013 г. № 752); Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов (распоряжение Правительства РФ от 2.04.2014 № 504-р); Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176). 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz