Север и рынок. 2019, № 2.
Любой тип государственного регулирования природопользования осуществляется путем реализации экономического, правового и организационного механизмов [23], который отражен в табл. 1. Учитывая тот факт, что в современном обществе ЭУ выступают как ресурс устойчивого природопользования инструменты и рычаги управления представляют интерес и актуальны для выполнения современных требований управления. Таблица 1 Инструментарий государственного регулирования природопользования Механизмы Рычаги/ инструменты Организационный Подготовка специалистов и организация НИОКР Мониторинг, информация, учет и контроль Экологическая экспертиза и аудит Международное сотрудничество Правовой Экологическое законодательство Нормативы, стандарты, нормы, сертификаты качества, лицензии Квоты, лимиты Запреты, разрешения Экономический Экономическая оценка ресурсов Затраты на природоохранную деятельность Налоги и платежи Рыночные регуляторы Экономические стимуляторы внедрения экологичных технологий (НДТ) Наиболее проработанными в мире государственными инструментами управления среди ЭУ, связанных с сельской экономикой, являются обеспечивающие и этнокультурные услуги — животноводство, организация охоты, рыболовства, пчеловодства, а также традиционный образ жизни оленеводов. Фокус настоящего исследования сосредоточен на «новых» услугах, которые сравнительно недавно стали учитываться при принятии управленческих решений в области природопользования, в том числе и сельской экономике. Это регулирование климата, сохранение биоразнообразия, сбор недревесной продукции леса и организация экологического туризма. Именно по этим услугам будут представлены инструменты. Регулирование климата На Саммите ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 г. была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК, United Nations Framework Convention on Climate Change, UNFCCC). Наиболее значимый Киотский протокол прошел обсуждение и одобрение, а далее и принятие на Конференции сторон конвенции, состоявшейся в Киото в декабре 1997 г. Так, с помощью этого документа ключевыми мерами борьбы с парниковыми газами, негативно воздействующими на климат планеты, стало административное регулирование и система экономических механизмов, включающих выстраивание рыночных отношений. Наиболее распространенными стали механизмы торговли квотами (квотирование и торговля), а также проекты совместного осуществления и механизмы чистого развития, разработанные в 2001 г. в Марракеше 17 . В настоящее время благодаря Парижскому соглашению 18 (2015 г.) мировой «углеродный» рынок сосредоточивается в большей степени на внедрении национальных и региональных систем регулирования, при сохранении уже проверенных в работе мировых схем [24, 25]. Задача каждого государства самому зафиксировать цель со своими порогами сокращения выбросов и механизмами их реализации. Для России в настоящее время формы и методы/инструменты являются дискуссионными, как, например, целесообразность углеродного регулирования, перспектив применения одного из двух альтернативных подходов к нему — ценового (введение налога 17 7-я Конференция сторон РКИК, состоявшаяся в 2001 г. в Марракеше (Марокко). 18 Конференция по климату, состоявшаяся с 30 ноября по 12 декабря 2015 г. в Париже, посвященная климатическим изменениям. Ее цель — подписание международного соглашения по поддержанию увеличения средней температуры планеты на уровне ниже 2 °C. 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz