Север и рынок. 2019, № 2.
Введение Территориальное развитие является одной из важнейших социально-экономических проблем, касающейся как глобальной, так и региональной организации промышленного производства. В России с формированием городских агломераций и сосредоточением в них основной массы капитала происходит отток населения из периферийных районов, особенно северных и дальневосточных. Дальняя периферия «держится на плаву» за счет формирования в ней свободных экономических зон, территорий опережающего развития, а также предоставления налоговых льгот и других преференций. Главное внимание государство уделяет Арктической зоне РФ, для развития которой разработана специальная программа. Запросам практики в совершенствовании территориального развития соответствуют многочисленные теоретические работы по данной проблематике [1-8 и др.] В них территориальное развитие рассматривается как прогрессивное изменение пространственной структуры производительных сил, процесс сбалансированного и эффективного использования человеческого, природно-ресурсного и материально-технического потенциала конкретных территорий. Подчеркивается, что ныне существующие подходы к территориальной организации хозяйства во многом являются результатом воздействия рыночной экономики на хозяйственную систему, сформированную в условиях государственного планирования. Именно данное обстоятельство обусловливает содержание многих диспропорций и противоречий. Перекладывание решения социально значимых вопросов на бизнес значительно усугубило эти противоречия. Сейчас все более осознается, что фирменные стратегии должны учитывать интересы территорий, но все еще не определена зона деятельности региональных правительств и местной власти в решении общегосударственных задач, какой является оптимизация размещения производительных сил страны. В этом заинтересован каждый регион, а потому он стремится показать свой потенциал в качестве своеобразного товара на рынке общегосударственных прогнозов. Основные составляющие ресурсного потенциала Республики Коми Первоначально заметим, что в последние годы Республика Коми характеризуется номинальным ростом валового регионального продукта (ВРП), величина которого в 2016 г. составила 546,9 млрд руб. (табл. 1). По величине ВРП на душу населения (640,6 тыс. руб.) регион занимает довольно высокое десятое место среди субъектов Российской Федерации. Однако индекс физического объема ВРП снижается. Это можно рассматривать как свидетельство роста цен на фоне убывающей товарной массы. Структура ВРП, сохраняющаяся на протяжении многих лет, такова, что его большая часть — 161,7 млрд руб. (33,6 %) приходится на добычу полезных ископаемых (рис. 1). Далее следуют обрабатывающие производства (12 %), строительство (10 %), транспорт и связь (9 %). Таблица 1 Объем и динамика валового регионального продукта Республики Коми Показатели 2010 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. ВРП (в текущих ценах), млрд руб. 353,9 479,1 482,3 484,2 528,4 546,9 Индекс физического объема ВРП (в постоянных ценах), % к предыдущему году 102,6 101,8 96,7 95,7 98,3 98,5 ВРП (в текущих ценах) на душу населения, тыс. руб. 390,7 541,2 550,4 557,6 614,0 640,6 Примечание . Источник: [9, 10]. В итоге с точки зрения территориального разделения труда Республику Коми можно характеризовать как природно-ресурсную. Такая специализация предопределила основные направления ее комплексного изучения [3, 11-15 и др.]. Не случайно в течение многих лет обсуждаются возможности расширения и освоения природно-ресурсной базы, перспективы создания на ее основе новых производств. Однако все же остается целый ряд достаточно острых проблем, касающихся разработки месторождений полезных ископаемых, состояния угольных моногородов, использования лесных ресурсов, сокращения численности населения. В связи с этим нами сделана попытка комплексного анализа ресурсного потенциала региона и прослежена динамика различных показателей. 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz