Север и рынок. 2019, № 2.

мусульманское население России. На момент распада Советского Союза мусульманское население РСФСР составляло 9 процентов, а в настоящее время — почти 13 процентов. К 2030 году оно оценивается в 16 процентов. Растущее мусульманское население создает социальную напряженность в стране, поскольку большая часть этнических русских имеет глубокие предубеждения против мусульман в стране» [16]. Необходимо отметить, что проблемой является не мусульманское население или [пере]население мусульманами той или иной территории, а обеспечение мусульманского населения необходимой и соответствующей тому инфраструктурой [17], и, что немаловажно, вместе с ней — законодательной базой. Именно этот фактор является корнем абсолютного большинства всех вызовов и проблем, связанных так или иначе с мусульманским населением. Единственное немусульманское государство, в котором мусульмане составляют значительное меньшинство (17,5 %) и чье правительство сумело решить эту многофакторную проблему, благодаря в том числе ограниченности территории, — это Сингапур [18]. И то модель, практикуемая там, была изначально создана и «заточена» под все местные реалии и нюансы и в чистом виде не годится для кооптации на иные территории. Отсутствие единой, реальной и работающей законодательной базы является второй проблемой прогнозирования динамики развития и трансформации мусульманского населения Севера России и Арктической зоны РФ [19]. На основании настоящей табл. 1 можно выполнить зонирование территории проживания мусульманского населения российского арктического сектора — Арктической зоны РФ — на следующие зоны (части): Северо-Западную, Уральскую, Западно-, Восточносибирскую и Дальневосточную. Из вышеприведенных данных следует, что мусульманское население Арктической зоны РФ располагается на ней крайне неравномерно, преимущественно в Северо-Западной, Уральской и Западносибирской частях. Необходимо отметить, что оно главным образом сосредоточено в столицах и центральных городах регионов. Практически во всех городах, в которых есть сколько-либо организованная мусульманская община, строятся мечети, медресе, открываются новые культурные центры, кафе, магазины с халяльными и мусульманскими линейками продукции. На мусульманское население региона полностью распространяются тенденции роста уровня жизни, характерные рангу населенного пункта. В малых населенных пунктах, помимо мечетей, функционируют молельные дома (так называемые мусаллы) со все той же, только чуть более скромной социальной инфраструктурой. Однако кто может гарантировать, что Приполярная зона РФ сегодня, возможно, не самая благополучная в сравнении с остальными регионами РФ, но относительно спокойная, завтра не превратится в проблемный регион или даже «горячую точку» под давлением факторов извне или инспирированных изнутри. «По данным Росстата, большинство иммигрантов прибывают из стран Центральной Азии и Азербайджана. Россия уже принимает второе по величине число мигрантов после Соединенных Штатов, около 11 миллионов, или почти 8 процентов населения. Согласно исследованию «Российской газеты», к 2020 году около 30 процентов студентов в России будут детьми иммигрантов или гастарбайтеров. Это означает, что дети иммигрантов начнут переходить на более образованные рабочие места, чем их родители, и попытаются ассимилироваться в российское общество» [22]. Тот же Stratfor в другом своем исследовании продолжает: «В то время как общее население России сокращается, число мусульман в стране растет. Население коренных мусульман, в основном выходцев из российского Кавказа, в России выросло после распада Советского Союза, в том числе на 69 процентов увеличилось число населения в Дагестане, на 50 процентов увеличилось количество населения Чечни (и это несмотря на две кровопролитные чеченские войны и процесс иммиграции чеченцев как за пределы Чечни в др. регионы РФ, так и за ее границы). В 2009 г., 10 лет назад, на территории европейских стран официально проживало 130 тыс. чеченцев [23], на начало 2013 г. — более 200 тыс. (1/5 из которых — в Северной Европе [24]), т. е. каждый седьмой чеченец из всех живущих в мире. — Прим. авт. ). И на 100 процентов увеличилось население Ингушетии. Точно так же число мусульманских иммигрантов растет» [25]. Безопасность большой и пассионарной мусульманской общины — это третья проблема прогнозирования динамики развития и трансформации мусульманского населения Севера России и Арктической зоны РФ. Экономические и политические реалии, а также фактор открытости границ, как нам показывает европейский опыт [26], способствуют «самопроизвольному» и «неорганизованному» взаимопроникновению культур в совокупности с их носителями. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz