Север и рынок. 2019, № 2.
случаях российские властные органы не до конца уверены в том, как применять экологическое законодательство [15]. В Швеции, Финляндии и Канаде наблюдается рост взаимодействия между ведомствами, обладающими различными полномочиями [8]. Перспективы внедрения более строгих нормативно-правовых актов При осуществлении действий по достижению баланса между жестким экологическим регулированием, с одной стороны, и конкурентоспособностью, с другой, необходимо учитывать то, что инициативы, нацеленные на улучшение экологических показателей, всегда будут существовать. В некоторых странах перспективы переоценки существующих разрешений ограничены, и не только в связи с нехваткой ресурсов у ответственных органов власти. Более того, как уже было сказано, информационная асимметрия между регулятором и промышленными компаниями затрудняет внедрение нормативов, которые основаны на недооценке/переоценке затрат на соблюдение правил. Эффективное ужесточение, например, нормативов выбросов со временем может потребовать существенных инвестиций в повышение уровня компетентности персонала регулирующих органов. Посредством допущения более продолжительных периодов соответствия установленным нормативам что тем самым сокращает инвестиционную неопределенность и придает гибкость процессу принятия решений в отношении научно-исследовательских работ и стратегий тестирования новых технологий, компаниям предоставляется больше возможностей для того, чтобы справиться с неопределенностью, которая связана с установлением более жестких нормативов в будущем. Переоценка существующих экологических разрешений чаще происходит в Финляндии и России, нежели в Швеции, где такая практика применяется редко, прежде всего из-за недостатка соответствующей нормативно-правовой базы и персонала. Ранее выданные в Швеции разрешения должны были пересматриваться каждые 10 лет на основе нормативно-правовой базы, которая в то время соответствовала современным наилучшим доступным технологиям (НДТ). Несмотря на то, что регулярная отчетность об имеющейся практике переоценки выданных разрешений обычно отсутствует, существуют примеры, когда компании, заинтересованные в скорейшем получении экологических разрешений, сталкиваются с проблемами и задержками, что, в свою очередь, вызывает сомнения по поводу компетенции регулирующих органов в сфере промышленного производства и сокращения загрязнений. Такие ситуации имели место в разных странах, и тогда возникал вопрос о поиске возможных решений этой проблемы. В качестве одного из путей выхода предлагается необходимость более тесного взаимодействия между контролирующими и выдающими разрешения органами, с одной стороны, и горнодобывающими компаниями, с другой [7]. Это поможет достичь консенсус по вопросу того, как интерпретировать и применять разрешение, а также определять необходимость пересмотра условий разрешения. Заключение Специфика горнодобывающей промышленности подразумевает высокую степень риска. В то же время воздействие горного производства на окружающую среду может быть существенным, в связи с чем требуется экологическое регулирование, хотя оно требует дополнительных затрат времени и финансовых средств, а также создает риски, связанные с началом горного производства. В статье выделены такие важные элементы процесса выдачи экологических разрешений горнопромышленным компаниям, как строгость их содержания, гибкость применения, а также предсказуемость и своевременность. Анализ тенденций развития этих элементов в разрезе четырех арктических стран (Канады, России, Финляндии и Швеции) показал, что процесс выдачи экологических разрешений в них имеет сходства и различия, а также индивидуальный характер в каждом конкретном случае, поскольку зависит не только от официального законодательства, но и от ряда других обстоятельств. Во всех исследуемых странах, независимо от некоторых существенных различий между ними, проблема своевременности и предсказуемости экологического регулирования представляет собой серьезное препятствие для новых или расширяющих мощности горнодобывающих производств. Неопределенность, с которой сталкиваются горные компании, касается временного периода, устанавливаемого законом для получения разрешения, но не в меньшей мере касается и условий, содержащихся в разрешении. По вышеуказанным причинам важно четко представлять, как должна быть разработана и внедрена процедура выдачи экологических разрешений, чтобы обеспечить возможность достижения благоприятных экологических и экономических результатов. Решению этой проблемы частично могут способствовать выделение большего количества ресурсов регулирующим органам, 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz