Север и рынок. 2019, № 2.

В статье рассмотрен процесс выдачи экологических разрешений горнодобывающим компаниям в трех арктических странах, имеющих высокоразвитую горнодобывающую промышленность. Как уже было отмечено, своевременность и предсказуемость процесса выдачи разрешений очень важны для достижения компромисса между экологическими требованиями и производительностью. Задержки при выдаче разрешений являются предметом обеспокоенности в глобальном масштабе. Во всех рассматриваемых арктических странах проблема длительных сроков получения экологических разрешений является предметом обсуждения, уже предпринимались попытки их сократить. Эти меры включали привлечение большего количества ресурсов (прежде всего кадров) для работы в соответствующих регулирующих органах, однако ни в одной из этих стран не были установлены предопределенные ограничения по времени, в течение которого должны быть приняты решения. Например, в Швеции период выдачи разрешений в Правлении по земельным и экологическим вопросам занимает около 2 лет, но также сильно варьирует в зависимости от конкретного случая. Самый длительный процесс такого характера занял 5,5 лет [17]. В Финляндии ожидание решения регионального государственного административного агентства, предшествующего началу горнодобывающей деятельности, может составить от 1 до 3 лет [18]. По мнению представителей некоторых финских и шведских компаний, влияние таких длительных процессов может сказаться на снижении способности своевременного и полномасштабного снабжения потребителей продукцией горнопромышленного комплекса. В целом, несвоевременность может увеличить неопределенность в отношении способности компании получить прибыль от цен на продукцию. В Швеции правительство выделяет регулирующим органам дополнительные ресурсы с целью сокращения задержек при выдаче разрешений. В Финляндии экологические разрешения выдаются региональными властями (региональным государственным административным агентством), которые также испытывают недостаток ресурсов, что отрицательно воздействует на контролирование и обеспечение соблюдения правовых норм [19]. Из-за циклической природы горнодобывающей промышленности органам власти часто бывает трудно планировать потребность в кадрах на длительный период времени. Участие общественности в процессах принятия решений является важным аспектом для Финляндии и Швеции, а горнодобывающие компании Северных стран часто имеют стимул к тому, чтобы достичь результатов экологической направленности, которые превзошли бы правовые требования (т .е. получить социальную лицензию на свою деятельность). Однако такие намерения могут вступить в противоречие с потребностью в своевременном получении разрешений, поскольку достижение желаемого результата в переговорах с заинтересованными сторонами обычно требует значительных затрат времени. Согласно источникам, в которых представлены результаты исследования выдачи экологических разрешений на более ранних стадиях этого процесса в Швеции, ситуация упрощалась более ограниченным участием общественности. Кроме того, оценка воздействия горнодобывающих производств на окружающую среду осуществлялась в основном на основе экспертных мнений [20]. Для того чтобы сэкономить время и избежать апелляций на более поздних этапах, все большее значение для горнодобывающих компаний Северных стран приобретает установление тесных взаимоотношений с наиболее значимыми заинтересованными сторонами на ранних стадиях процесса принятия решения о выдаче разрешения [21]. Своевременность проведения процесса выдачи разрешений зависит не только от привлечения дополнительных сотрудников для работы в регулирующих органах, она также обусловлена предсказуемостью регулирования с точки зрения интерпретации правовых норм. Нечетко сформулированные инструкции могут послужить причиной замедления процесса принятия решений. По мнению зарубежных исследователей, в России экологические требования к горнодобывающей деятельности в некотором отношении могут быть более жесткими, чем в других развитых странах, таких как Канада. Однако неопределенность, связанная с соблюдением экологических требований, вероятно, является более серьезным препятствием на пути инвестиций в горное производство в стране, нежели строгость правил. Одной из причин того, что регулирующие органы иногда могут применять менее строгие нормы, является то, что в этих случаях они стремятся избежать разрушительных социальных последствий (таких, например, как закрытие производства). Для горнодобывающей промышленности более важной проблемой является то, что при наличии у региональных органов власти полномочий в отношении местных нормативных требований федеральная государственная система добавляет сложности. Обычно требуются серьезные консультации с региональными органами власти, но деятельность специалистов из различных ведомств не всегда должным образом скоординирована. Более того, регулирование в этой сфере имеет весьма непродолжительную историю. В итоге регулирующие органы еще не полностью адаптировались к новым правилам, а в некоторых 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz