Север и рынок. 2019, № 2.
рынков минерального сырья горная промышленность обычно сталкивается с ограниченными по времени этапами для инвестирования, т. е. периодами, характеризующимися высокими ценами и благоприятными условиями для кредитного финансирования. Более того, конкурентная среда выразилась в необходимости повышения эффективности и увеличения загрузки производственных мощностей. Это привело, например, к использованию сберегающих технологий производства и строго соблюдаемых систем инвентаризации [5], что, в свою очередь, может существенно повысить значимость способности производителя проявлять себя как последовательного и надежного партнера. Существенные задержки в процессе выдачи разрешений, например, вследствие недостатка кадров и других ресурсов у регулирующих органов, а также наличия у местного сообщества широких возможностей для участия в процессе могут угрожать этой репутации. Источники денежных средств, сроки погашения кредитов, необходимость иметь прибыль и т. п. вынуждают компании формировать определенный график, но горнодобывающим компаниям также приходится сознавать риски ведения бизнеса, связанные с напряженными взаимоотношениями с местным сообществом. На протяжении долгого времени характерным для горной промышленности было недостаточное вовлечение в процесс принятия решений заинтересованных сторон на региональном и местном уровне [6-8]. По этой причине компании и правительства в странах с высокоразвитой горной промышленностью принимают решения о необходимости получения «социальной лицензии» на осуществление деятельности. Обычно это требует предварительного и конструктивного диалога с ключевыми заинтересованными сторонами и местным населением во избежание будущих апелляций и задержек процесса [9]. Другим моментом, который может повлиять на предсказуемость результата процесса выдачи разрешения, является законодательное обеспечение органов власти достаточной степенью свободы действий при интерпретации и вводе в действие законодательных актов (в частности, в отношении условий получения разрешения). Например, если нормативно-правовой акт дает очень расплывчатые рекомендации по оценке конкретных случаев, то это вполне может послужить причиной подачи апелляций, которые, в свою очередь, станут причиной задержки выдачи разрешения. Часто правовые нормы намеренно расплывчаты: можно предположить, что они созданы для лоббирования интересов как экономического развития, так и охраны окружающей среды. Однако правовые нормы также должны быть нацелены на уточнение действий в каждой конкретной ситуации [10-12]. Гибкость касается условий разрешения, прежде всего, того как они соотносятся с технологией и объемами выбросов, вызванных производственной деятельностью. В большинстве стран производительность и технологические стандарты являются основными политическими инструментами регулирования уровня промышленного загрязнения [13, 14]. Однако экономическое влияние этих факторов сильно различается. Отдельные горные предприятия обычно отличаются друг от друга с точки зрения затрат на сокращение производимого ими загрязнения, кроме того, неопределенность относительно их величины, вероятно, сохраняется до момента инвестиций, тем не менее компании обычно знают о том, сколько будет стоить сокращение выбросов загрязнений гораздо лучше, чем регулирующие органы. Также у компаний немного стимулов для того, чтобы сообщать об этом регулятору. Такая ситуация называется информационной асимметрией. Поскольку будущие затраты на переход к снижающим загрязнение технологиям неопределенны, компании должны разрабатывать и тестировать новые более эффективные технологические решения с тем, чтобы соблюдать все более строгие правила. Учитывая неопределенность, связанную с процессом разработки и демонстрации технологии, важна гибкость с точки зрения времени, предоставляемого для приведения показателей в соответствие с условиями разрешения [15]. Например, основной капитал горнодобывающей промышленности используется в течение длительного времени, а замена промышленного оборудования является относительно дорогостоящей и продолжительной по времени. По этой причине продление срока согласования может облегчить процедуру достижения сбалансированности между экологическими требованиями и конкурентоспособностью. Такая динамическая гибкость дает компаниям время на экспериментирование и тестирование новых технологий, а также позволяет избежать ошибок в процессе согласования нормативов. Наконец, строгость правил, очевидно, играет большую роль с точки зрения перспектив конкурентоспособности. В большинстве стран процесс выдачи экологических разрешений включает наличие «чрезмерных расходов» [16] при отсутствии отлаженного методологического подхода к оценке такого влияния в каждом конкретном случае. Однако в условиях информационной асимметрии при взаимодействии компании и регулирующих органов на практике часто бывает трудно достигнуть желаемых компромиссов. 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz