Север и рынок. 2019, № 2.

В этих документах содержится такая полезная информация: • описание процедуры подачи заявки отдельными компаниями, включая технические детали; • решения, принятые соответствующими органами власти; • записи переговоров между органами власти и отдельными компаниями в процессе оценки заявок; • соответствующие отчеты о методах сокращения различных видов загрязнения и характере нормативных требований. Эффективность и предсказуемость регулирования Природоохранное законодательство Российской Федерации продолжает совершенствоваться. В частности, с 1 января 2019 г. п. 3 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» изложен в новой редакции. Изменения, внесенные в данный закон, ввели новую систему нормирования негативных выбросов в окружающую среду и оформления разрешительной природоохранной документации. В настоящее время подразумевается применение дифференцированных мер государственного регулирования к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Требования в части выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов и лимитов на их размещение, как уже упоминалось выше, теперь будут применяться в зависимости от присвоенной категории при постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды», вводится институт комплексных экологических разрешений (КЭР). Вместо прежнего разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в зависимости от категории объекта юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на объектах I и II категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение — документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды [2]. Понятие «комплексное экологическое разрешение» появилось в российском природоохранном законодательстве несколько лет назад. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды “ » в стране начала поэтапно вводиться новая система нормирования воздействия на окружающую среду. Так, с 1 января 2015 г. объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от объемов такого воздействия стали подразделяться на четыре категории. Предприятия I и II категории оказывают самый выраженный вред окружающей среде и отличаются повышенной опасностью. Именно для них и вводится система обязательного получения комплексного экологического разрешения. К этой группе относятся крупные предприятия, работающие в сфере химической, горнодобывающей, металлургической, целлюлозно-бумажной промышленности [3]. Также вступило в силу соответствующее постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 «О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва» [4]. Однако по прошествии почти полугода после введения в действие процедуры выдачи КЭР уже стал очевидным ряд ее недостатков, например, отсутствие четких критериев пересмотра или экспертов необходимой квалификации. В связи с текущим реформированием системы выдачи экологических разрешений промышленным предприятиям, в том числе горнодобывающим, в РФ определенный интерес представляет изучение опыта выдачи экологических разрешений арктическими странами. В развитых странах, включая рассматриваемые в статье Канаду, Финляндию и Швецию, горнодобывающие компании обычно являются участниками глобальных рынков при интенсивной конкуренции за относительно однородную продукцию, поэтому они обладают относительно ограниченными возможностями по переносу увеличенных затрат на потребителя. Экологическое регулирование означает, что, что инвестиции в сокращение загрязнения осуществляются компаниями за счет других инвестиций. Горнодобывающая промышленность является капиталоемкой, а основное беспокойство по поводу конкурентоспособности, связанное с экологическим регулированием, возникает в форме недостатка предсказуемости и своевременности, предшествующего принятию нормативного решения. Для горного предприятия расширение мощностей является ключевым фактором с точки зрения будущей способности конкурировать, но вследствие циклического характера 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz