Север и рынок. 2019, № 2.
is that in all these countries there often observed a lack of timeliness and predictability of ecological norms (uncertainty in regard to their implementation, delays caused by appeals, etc.) These problems, in particular, can be solved by allocating more resources to regulating bodies; more close cooperation between the industry and the regulatory bodies; introduction of more standardized procedures and road maps for EIA, submitting applications for the permits, and interpretation of concrete legal standards in the context of the mining industry. The conclusion is that when developing and implementing the procedure of issuing ecological permits a number of factors should be taken into consideration to reach favorable economic and ecological results. Keywords: ecological permits, mining companies, regulatory bodies, stakeholders, interactions, information, the Arctic. Введение Роль минеральных ресурсов в обеспечении благосостояния человека очень существенна. При этом горнодобывающая деятельность сопряжена не только с благоприятными возможностями, но и с затруднениями. Кроме того, исторически сложившаяся обеспокоенность условиями работы и конкурентоспособностью промышленности дополняется большим количеством других проблем. В настоящее время основной целью является поиск путей достижения устойчивого развития горнодобывающего сектора. В Российской Федерации с 1 января 2019 г. вступили в силу изменения закона «Об охране окружающей среды», предусматривающие применение дифференцированных мер государственного регулирования к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Требования в части выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов и лимитов на их размещение будут применяться в зависимости от присвоенной категории при постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на объектах I и II категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (КЭР). Это требование в полной мере относится к горнодобывающей промышленности, которая вошла в I категорию опасности. В данной статье рассматривается взаимосвязь между экологическим регулированием и конкурентоспособностью горнодобывающей промышленности в ряде арктических стран. Деятельность по добыче полезных ископаемых может вызвать серьезные экологические проблемы; большие объемы отвалов пустой породы, хвостов, образующихся в результате обогащения руды и других загрязняющих веществ, которые накапливаются в воздухе и воде [1], — ее последствия. Все это является причиной того, что к горной промышленности применяются особо строгие нормы экологического законодательства. При сохраняющейся необходимости проведения ОВОС и получения разрешений с целью учета экологического аспекта деятельности по добыче минералов, эти элементы регулирования также могут увеличить время, затраты и риски, связанные с открытием и функционированием горных предприятий. В этом случае ситуация приобретает двойственный характер: с одной стороны, важно контролировать ущерб, наносимый окружающей среде горнодобывающей деятельностью, с другой стороны, такое регулирование может, в частности, привести к сокращению инвестиций в горнодобывающие предприятия и к проблемам с занятостью. В связи с этим в статье рассматривается зависимость процедуры выдачи экологических разрешений от конкретного содержания и условий применения нормативно-правовых актов, а также ряда других факторов. Методы Исходя из изучения существующих литературных источников и анализа баланса между экологическими требованиями и конкурентоспособностью определены три потенциально важные черты процесса выдачи экологических разрешений: • предсказуемость и своевременность процесса принятия нормативных решений; • гибкость подхода с точки зрения требуемых мер по сокращению загрязнения и времени, выделяемого для достижения такого соответствия; • строгость условий разрешения (например, нормативы выбросов), включая то, насколько они могут быть затянуты по времени. Эти вопросы анализируются и в эмпирическом контексте процесса выдачи экологических разрешений в трех странах. Анализ основан на изучении особенностей самого процесса в разных странах, а также на вторичных источниках — отчетах представителей компаний и государственных отчетах. 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz