Север и рынок. 2019, № 2.

в советское время, транспортная схема вывоза углеводородов из региона имела бы более централизованный, унифицированный и монопольный характер и все местные недропользователи были бы к ней подключены. Процесс стихийной и слабо управляемой государством корпоративизации нефтедобычи в Ненецком автономном округе с предельной отчетливостью обозначил феномен нового освоения — масштабное присутствие в нем крупных корпоративных структур, увязывающих в своей деятельности глобальные рынки сбыта и локальные (местные) добычные лицензионные участки. Одновременно во весь рост встали издержки рыночной саморегуляции процессов недропользования на территории пионерного освоения: хаотичность и нескоординированность, обособленность инфраструктурных усилий, которые ранее, в советское время, обеспечивались государственными структурами. 2.2. «Эфемерные» и мобильные: новые элементы инфраструктуры освоения территории Сеть новой инфраструктуры, связанной с обслуживанием нефтегазодобычи, — вахтовые поселки, зимники, объекты генерации электроэнергии и др. — не согласованы не только в разных компаниях между собой, но зачастую и между компаниями и институтами регионального, местного развития: формируется как бы несколько взаимонакладывающихся (и зачастую мешающих друг другу) слоев хозяйственной деятельности. Масштабная разработка в НАО крупных месторождений углеводородов началась в период радикальных рыночных реформ 1990-х гг., поэтому здесь не возникли столь характерные для соседнего Ямало-Ненецкого автономного округа «нефтегазовые» молодые города и поселки: вместо них были созданы вахтовые поселки (из них один — Харьягинский — имеет статус поселения). Если бы разработка месторождений началась в 1970-е, то в соответствии с хозяйственными моделями освоения той эпохи Ненецкий автономный округ, безусловно, имел бы сегодня новые городские поселения. В значительной степени современное нефтепромышленное освоение опирается на внешних мигрантов, вахтовых работников. Реальная численность занятых в нефтяной отрасли округа в разы выше внутренней (8,4 и 30 тыс. чел.), что превышает численность всех занятых округа, количество которых в 2016 г. составило 21,4 тыс. чел. В настоящее время основная ось освоения проходит по линии Харьяга — Варандей; кроме того, сформировались две группы участков восточнее главной оси (участки «Роснефти» и «Восток НАО»). Ареал «корпоративной экономики» включает территорию Большеземельской тундры, охваченную активной деятельностью по разработке полезных ископаемых, относительно густой инфраструктурой по жизнеобеспечению добывающих предприятий сетью зимников и отдельными участками круглогодичных дорог. Главный парадокс нефтепромышленного освоения состоит в том, что оно практически не замечается нормативными документами по пространственному развитию: в частности, схема пространственного развития округа не видит часть корпоративных зимников. Карта (рис. 3) показывает подлинную ситуацию промышленного освоения округа. На ней отчетливо видно, что восточная часть округа, кажущаяся почти девственной на большинстве официальных карт, на самом деле едва ли не самая населенная и плотно освоенная его часть, покрытая сетью зимников (а местами и всесезонных автодорог) и вертолетных площадок, вахтовых поселков, объектов энергетики и водоснабжения. Крупной особенностью территориальной структуры региона является сосуществование двух параллельных хозяйственных систем — «малой» (координируемой органами государственной власти и местного самоуправления) и «большой» (корпоративной), или НАО-1 и НАО-2, с колоссальными контрастами в уровне инфраструктурной оснащенности между западной частью (зона традиционной «малой экономики») и восточной частью (преимущественно зона «большой экономики») (рис. 4). Официальная система расселения Ненецкого автономного округа не учитывает вахтовые поселки при месторождениях углеводородов. Между тем восточная часть округа — практически «пустая» с точки зрения официальной статистики — на самом деле представляет собой довольно густую сеть вахтовых поселков, зимников и вездеходных (тракторных) дорог, энергетической инфраструктуры (рис. 4). По сути, речь идет о «почти невидимом» НАО-2 в восточной части округа. Еще одна интересная особенность пионерного нефтепромышленного освоения НАО — невыраженность столицы Нарьян-Мара как ключевого центра принятия решений и инновационной базы освоения углеводородных ресурсов округа. Функции центра фактически распределены между несколькими населенными пунктами, в том числе Усинском в Республике Коми, имеющим железнодорожную сообщение с основной полосой расселения страны. 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz