Север и рынок. 2019, № 2.

нефтегазоносной провинции (расположен на побережье Баренцева моря) [21]; к востоку от устьевой части р. Печора; в южной части округа — последний район является продолжением нефтепромысловой деятельности близ Усинска на прилегающей территории соседней Республики Коми. Масштабная нефтедобыча в условиях бездорожного Ненецкого автономного округа стала возможной только при разработке эффективных транспортных путей вывоза добытой нефти. «Лукойл» предложил системное решение этой проблемы — «северный маршрут» с опорой на новый морской терминал Варандей: в 2008-2009 гг. им были закуплены вспомогательный буксир ледокольного класса «Тобой» и многофункциональный ледокол «Варандей», заключены договоры с «Совкомфлотом» на вывоз нефти ледостойкими нефтяными танкерами «Тимофей Гуженко», «Василий Динков», «Капитан Готский». Позже «Лукойла» сюда пришли и другие гранды российского нефтяного бизнеса. «Роснефть», благодаря своим энергичным усилиям по слиянию и поглощению уже существующих малых и средних структур нефтедобычи, смогла здесь быстро сформировать концентрированный производственно ­ транспортный кластер: ее месторождения в районе Вала Гамбурцева соединены самостоятельным трубопроводом с инфраструктурой ОАО «Транснефть». Компания имеет активы и на северо-востоке автономного округа (месторождения им. Р. Требса и А. Титова), которые она разрабатывает совместно с «Лукойлом». «Гапромнефть» смогла реализовать на шельфе Печорского моря сложнейший проект освоения месторождения Приразломное. В 2016 г., после покупки на торгах прав на лицензионные участки Лаявожский и Ванейвисский, компания пошла на сотрудничество с «Лукойлом» посредством использования его нефтепроводной системы для экспорта нефти через отгрузочный терминал «Варандей» [22]. «Зарубежнефть» вместе с СП «Русвьетпетро» осуществляет добычу на расположенном на юге Харьягинском месторождении, которая опирается на традиционную, «классическую», южную схему вывоза нефти с выходом на трубопроводную сеть «Транснефти» в соседней Республике Коми. Активную разведочную деятельность на своих лицензионных участках — а в последние годы и добычу — проводят «Сургутнефтегаз» и «Татнефть», которые планируют здесь сформировать свои новые добычные центры. Абсолютно новый для хозяйственного освоения феномен многосубъектности корпоративных добычных структур, невиданный в советское время, породил острые проблемы согласования инфраструктурного обустройства территории. Нередко возникало прямое и расточительное дублирование функций отдельных инфраструктурных объектов в сфере добычи и транспортировки углеводородов. Например, проблема вывоза добываемых разными недропользователями углеводородов могла идти по одному из двух сценариев: либо могло быть достигнуто соглашение о расценках на использование созданной ранее «вывозной» инфраструктуры «Лукойла», либо каждая крупная компания создавала свою альтернативную инфраструктуру. Ввиду разрушительных споров относительно цены за транзит и экспорт нефти через принадлежащий ПАО «Лукойл» отгрузочный терминал «Варандей» [23], события стали разворачиваться по второму сценарию. Практически параллельно друг другу, но в разных направлениях перегоняется нефть по нефтепроводам Харьяга — Варандей («Лукойл», с юга на север через месторождение Южное Хыльчую [24]) и с месторождений Вала Гамбурцева (Хасырейское месторождение) до Баганского месторождения («Роснефть», с севера на юг), разрывая ранее сложившуюся структуру экспорта нефти с северных месторождений округа — через Варандейский терминал, с южных — через структуру нефтепроводов «Транснефти». Таким образом, к оправданной конкуренции ресурсных компаний за новые лицензионные участки добавилась конкуренция за доступ к системе вывоза углеводородов с созданием параллельных и дублирующих друг друга инфраструктурных коридоров. Каждая компания здесь стала решать собственными силами проблемы инфраструктурного обустройства, создавая свою собственную «корпоративную» производственно-транспортную систему, обеспечивающую ей выход на внешние рынки. «Северная» система «Лукойла», которая обеспечивает выход на внешние рынки почти половины всей добытой в округе нефти, опирается на межпромысловый нефтепровод «Харьяга — Варандей», Варандейский терминал и морскую транспортировку нефти до Мурманска танкерами усиленного ледового класса. С другой стороны, «южная» система «Роснефти» опирается на магистральный нефтепровод Усинск — Ярославль и железнодорожную отгрузку нефти цистернами со станции Приводино до Архангельска с последующей поставкой ее на экспорт. Если бы освоение нефтяных ресурсов округа проходило 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz