Север и рынок. 2019, № 2.

Усилиями освоенческих школ к началу 1990-х гг. был сформирован понятийный аппарат теории освоения, состоящий из нескольких крупных блоков: типы и стадии (этапы, фазы) освоения, освоенность, циклы освоения, трассы и базы как элементы территориальной структуры освоения, формирующие территориальный каркас процесса освоения. Успешный многодесятилетни й опыт развития советской освоенческой школы подтверждает конструктивность и важность очень широкой постановки освоенческой проблемы — не просто обустройство какого-то ранее необжитого клочка земли на Севере и в Арктике, но в контексте общего процесса нового размещения производительных сил, которого освоение всегда является составной частью. 1.2. Североамериканская школа фронтира: инновационный поиск как образ жизни Понятие фронтира ввел в науку американский историк Ф. Дж. Тернер в 1893 г. в своем докладе «Значение фронтира в американской истории» [14]; позднее концепция Тернера была оформлена в книге с похожим названием. С точки зрения Тернера, фронтир — не линия, но скорее приграничная зона, пограничье — и эта зона подвижная: по мере освоения территории она продвигается на новые земли. На протяжении XX в. концепция фронтира широко использовалась зарубежными исследователями для описания различных аспектов освоения новых территорий — от сугубо экономических до культурных. Концептуальные особенности фронтирных исследований, наиболее актуальные в контексте опыта изучения процессов освоения в современной России, следующие: • понимание освоенческого процесса как многоаспектного комплексного явления, включающего согласованные друг с другом экономические, институциональные, политические процессы; • понимание стадиальной сущности фронтирного процесса как процесса с неопределенным результатом, требующего пристального внимания к механизмам определения будущих траекторий развития территории. Фронтир — это процесс освоения, вовлечения в экономику нового вида ресурсов. Речь должна идти не просто о богатстве и неосвоенности ресурсов — но о таких условиях их освоения, которые позволяют в определенный период времени получать возрастающую отдачу на добыче ресурсов, в результате чего возникает характерный фронтирный «бум». В этом аспекте фронтир парадоксален. Известно, что ресурсные отрасли — это, как правило, отрасли с убывающей отдачей 4 . Однако в первоначальной фазе добычи ресурсов, при вовлечении в оборот сразу больших объемов, может возникнуть и возрастающая отдача: это известное явление взрывного «открытия» того или иного участка фронтира через сооружение дороги, снятие политической угрозы, новые технологии (самый известный пример — продвижение американских колонистов в зону прерий с изобретением железного плуга, способного поднять мощный пласт степной дернины) и др. Планомерное, постепенное вовлечение в оборот новых ресурсов не дает эффекта фронтира: фронтир возникает только тогда, когда продвижение на новые земли дает мощный эффект масштаба (например, через развитие инфраструктуры), удешевляющего и тем самым стимулирующего дальнейшее продвижение. Новая инфраструктура, новые технологии, новые институты, открывающие (облегчающие) доступ к новой порции ресурсов, а не только сами ресурсы — движущие силы фронтира. Можно предположить, что именно перспективы взрывного увеличения отдачи от инноваций обеспечивают повышенный инновационный потенциал фронтира, а не только вызовы необустроенных пространств сами по себе. Однако из свойства развития на возрастающей отдаче вытекает конечность фронтира — еще одно важное его свойство, отмеченное еще Тернером. Эксплуатация природных ресурсов неслучайно относится к хрестоматийному типу отраслей с убывающей отдачей; период возрастающей отдачи от вовлечения новых ресурсов в хозяйственный оборот, как правило, не может длиться долго. Возможность «закрытия» фронтира — важный аспект развития районов нового освоения, которая принципиально не могла даже рассматриваться в советское время. В числе прочих факторов постфронтирного развития территории большой интерес представляет фронтир как зона формирования новых институтов. Фронтирное продвижение на новые территории зачастую сопровождается формированием новых институтов — как это и было указано 4 Детально о роли возрастающей и убывающей отдачи в экономике см. работу [15]; эта же тема широко освещена в трудах П. Кругмана по новой экономической географии. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz