Север и рынок. 2019, № 2.
совершенствования системы подготовки кадров для арктических предприятий с учетом специфических особенностей территорий и обеспечения оперативного реагирования на изменения спроса на рынке труда. Потребность в высококвалифицированных кадрах в основном должна реализовываться за счет местного населения, адаптированного к климатическим условиям [22, 23]. В начале XXI в. Правительство РФ инициировало процесс создания сети филиалов высших учебных заведений в малых городах Севера и Арктики, что позволило создать условия для получения высшего образования для местного населения. Это привело к постепенному снижению дефицита квалифицированных кадров для промышленных предприятий. Начиная с 2011 г. по непонятным причинам филиалы вузов в малых городах Арктики стали закрываться. Численность студентов образовательных организаций высшего образования стала сокращаться. За период с 2011 по 2018 гг. в Мурманской обл. численность студентов образовательных организаций высшего образования на 10000 чел. населения уменьшилась с 386 чел. в 2011 г. до 117 чел. В Ямало-Ненецком АО соответственно с 213 до 35 51 . Дефицит квалифицированных кадров начал расти. Более того, выпускники школ вынуждены уезжать на учебу в университеты в несеверные города России. Как правило, после получения высшего образования они там и остаются. При этом следует отметить, что в приарктических странах Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия) в малых городах эффективно работают университеты, более того правительство создает условия для развития таких университетов, в том числе обеспечивает подготовку и переподготовку специалистов многопрофильного уровня. Считаем необходимым возродить создание университетов или их филиалов в малых городах Арктики, что предоставит возможность доступного получения высшего образования местной молодежью. Безусловно, такие университеты должны создаваться в городах, где имеются соответствующие профессорско-преподавательские возможности и необходимые условия для проведения учебного процесса. Чтобы снизить дефицит квалифицированных рабочих кадров, арктическим регионам можно рекомендовать более активно участвовать во внедрении проекта «Стандарт кадрового обеспечения промышленного роста», основной задачей которого является применение практико-ориентированной модели профессионального обучения 52 . Такая модель обучения позволяет промышленным предприятиям получать готового квалифицированного сотрудника [24]. Считаем целесообразным в качестве инструмента инновационно-технологического развития регионов Арктики использовать предложение по формированию промышленно-образовательного кластера и механизма его управления на основе концепции комплекса региональных индикаторов [25]. Одна из первостепенных задач для технологического развития промышленности Арктики связана с повышением квалификации управленческих кадров, прежде всего инновационных менеджеров. Развитие системы переподготовки и повышения квалификации таких кадров для промышленной деятельности в Арктике может быть организовано в рамках действующей «Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» 53 (далее — Программа), созданной на основании Указа Президента России от 23.07.1997 № 774. Отсутствие объективного анализа результатов работы этой Программы, не позволяет судить об улучшении системы управления инновационными проектами. Информационная подсистема, используя различные центры хранения научно-технической информации и трансфера инновационных технологий, региональные аналитические, статистические, информационные центры, обеспечивает процесс адресного поиска и предоставления информационных данных, выступающих базой для принятия управленческих решений. Важным условием функционирования информационного обеспечения инновационной деятельности является участие в нем региональных органов власти, располагающих крупными массивами информации. При этом целесообразно рассмотреть вопрос об их размещении на отечественных облачных хранилищах данных, что позволит снизить дублирование информации в системе органов государственной власти [26]. 51 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: стат. сб. / Росстат. М., 2018. 1162 с. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156 (дата обращения: 04.02.2019). 52 Кадровый стандарт: Портал для коммуникации участников проекта. URL: http://regstandard.ru/ (дата обращения 15.06.2019). 53 Информационный сайт Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. URL: https://www.pprog.ru/ (дата обращения 15.06.2019). 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz