Север и рынок. 2019, № 2.
Окончание таблицы Регионы Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. к 2005 г. к 2010 г. к 2011 г. к 2012 г. к 2013 г. к 2014 г. к 2015 г. Производство к эр 2,91 0,87 1,17 1,16 1,01 1,02 1,10 и распределение к ээр 2,37 0,81 1,41 1,33 0,84 1,08 1,03 электроэнергии, к иэр 1,23 1,07 0,83 0,87 1,20 0,95 1,07 газа и воды к фо 1,06 0,73 1,37 0,94 0,81 1,02 0,98 Примечания: к эр — общие темпы экономического роста; к ээр — темпы экстенсивного экономического роста; к иэр — темпы интенсивного экономического роста; к ф о — темпы роста фондоотдачи. Расчеты выполнены по данным ежегодных статистических сборников «Регионы России. Социально экономические показатели». Полужирным шрифтом выделены темпы общего экономического роста, превышающие темпы экстенсивного экономического роста, при этом инновационная активность наблюдается только в случае роста фондоотдачи (значение к фо также выделено полужирным). Расчетные данные показывают, что ситуация с инновационной активностью развития экономики арктических регионов крайне неблагоприятная, хотя темпы экстенсивного промышленного развития имеют высокий уровень и устойчивый характер в анализируемом периоде времени. Практически ни в одном из четырех регионов промышленность по всем трем видам деятельности не развивалась инновационно, за исключением отдельных лет по отдельным видам деятельности. В результате можно констатировать, что без существенной государственной поддержки повышения инновационной активности промышленного производства экономика арктических регионов по-прежнему будет развиваться экстенсивно, а значит, с низкой производительностью труда и повышенным уровнем загрязнения окружающей природной среды. Одним из вариантов такой поддержки может быть использование в системе частно-государственногопартнерства предлагаемого нами «квазисамофинансирования» инновационной деятельности [17]. Для этого желательно более детально изучить варианты развития экономики регионов на основе использования разрабатываемого нами инвестиционно-инновационного анализа [18], который позволяет выполнять стоимостную оценку целесообразности внедрения технологических инноваций в соответствующий период времени с расчетом необходимого объема инвестиций. Рассматриваемый анализ должен выполняться на основе ретроспективных статистических данных деятельности предприятий и промышленных отраслей экономики регионов за три-пять лет. В результате выявляется тенденция роста (снижения) значения коэффициента уровня технологичности производства либо отсутствие явно выраженной тенденции. С точки зрения теории в любой производственной системе должен быть рост значений этого коэффициента, поэтому отсутствие роста означает низкую степень управляемости процессом развития системы. Соответственно в таком случае на перспективу должна ставиться задача повышения значения коэффициента, но возникает вопрос: до какого уровня и в какой период времени? Возможный ответ в любом случае определяется обьемом финансовых ресурсов, которые система может генерировать для своего развития, однако предварительно этот объем необходимо определить. Если производственная система не является лидером по реализации технологических инноваций, то в качестве целевого значения коэффициента уровня технологичности производства можно принять его значение, которое имеет аналогичная система, являющаяся лидером в области технологического обновления. При этом все же нужно иметь в виду, что высокое значение коэффициента уровня технологичности производства может быть и в случае одновременно низких значений материало- и фондоотдачи, что, кстати, характерно для российской промышленности по отношению к промышленности развитых стран. Таким образом, вторым целевым ориентиром должна быть материалоотдача либо материалоемкость производства, ее значение ориентировано на имеющийся уровень данного показателя системы-лидера. Затем на этой основе рассчитывается необходимое значение фондоотдачи и далее (в зависимости от будущих объемов продаж) объем основных фондов и соответствующий необходимый объем инвестиций в основной капитал. В результате определяются возможные реальные источники и объемы получения инвестиций для соблюдения системой в рассматриваемый период времени нормального уровня финансовой устойчивости. Соответственно, если окажется, что требуемый объем инвестиций получить невозможно, нужно будет снижать желаемые целевые значения коэффициента уровня 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz