Севкер и рынок. 2019, №4.

compares the key rate and weighted average rates on loans to non-financial organizations. The relationship between the values of the key rate and the rate of change of investments in fixed assets is investigated. It is revealed that in the Russian Federation there is a high feedback between the indicators of the dynamics of investments in fixed assets and the dynamics of the average annual value of the key rate. The study of regional investment processes showed that the inverse relationship between the change in the key rate and the dynamics of investments in fixed assets in a number of regions of the Far North is not manifested. The grouping of the regions of the Far Northby the nature of the correlation (based on The cheddock scale) between the dynamics of investments in fixed assets and changes in the key rate of the Russian Federation. There are three groups of subjects of the Russian Federation: high (strong) correlation; noticeable (moderate); insignificant, absent or irrational. The factors influencing the susceptibility of regional systems to the use of monetary policy instruments are given: the structure of the regional economy, the level of development of the banking sector of the region, investment potential, General financial potential. Indicators are presented to characterize each of the factors affecting the susceptibility of regional systems to the use of monetary policy instruments. It is concluded that the regions of the Far North differ significantly in the aggregate assessment of factors affecting the susceptibility of regional systems to the use of monetary policy instruments. There is a fairly clear link between the level of development of the financial system of the region and its reaction to the change in the key rate of the Central Bank of the Russian Federation. Keywords: monetary policy, key rate of the Central Bank of the Russian Federation, investment activity, investments in fixed assets, regions of the Far North. Введение Денежно-кредитная политика как часть общей государственной экономической политики — это система мер, используемых монетарными органами управления для достижения поставленных ими целей и воздействующих на параметры денежного рынка, а в конечном итоге на всю экономику в целом в целях ее стабилизации. Основным проводником денежно-кредитной политики является Банк России, который реализует монетарную политику в рамках режима таргетирования инфляции, и его приоритетом является обеспечение стабильно низкой инфляции. Опыт европейских стран показывает, что снижение темпов инфляции — задача очень непростая, если в стране накапливаются существенные макроэкономические диспропорции и перекосы в финансовой сфере. Проблема ликвидации диспропорций особенно актуальна для России, где сохраняются значительное межрегиональное неравенство в условиях экономической деятельности (в частности, существенные расхождения между различными регионами страны в уровне производства валового продукта и доходов на душу населения). Особо значимой группой регионов при рассмотрении и решении этой проблемы являются регионы Крайнего Севера России, характеризующиеся богатой сырьевой базой, значительным ресурсным потенциалом, добывающими отраслями промышленности. Развитие северных регионов связано с реализацией крупных инфраструктурных и международных инновационных проектов, сложных технологических решений на арктическом шельфе. Поэтому формирование достаточной финансовой базы как основы для обеспечения инвестиционных процессов в регионах Крайнего Севера становится важной задачей финансового регулирования. Центральный банк регулирует денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке. Основные инструменты, которыми располагает Банк России, включают: регулирование официальных резервных требований, операции на открытом рынке, манипулирование ключевой ставкой процента. Методы и методология Теоретико-методологической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные изучению взаимосвязи денежно-кредитной политики и инвестиционной активности на уровне государства и отдельно взятого региона, влиянию монетарной политики Центрального банка на экономическое развитие регионов страны, формирование регионального финансового и инвестиционного потенциалов, а также законодательные и нормативные материалы Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов РФ. Информационной базой работы являются сведения, представленные в официальных изданиях и на сайтах Центрального банка Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики. В работе применяется широкий спектр научных методов и инструментов: методы статистического анализа (в том числе корреляционный анализ), метод балльной оценки, табличный и графический методы, методы анализа, синтеза, обобщения, классификации.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz