Севкер и рынок. 2019, №4.
Прорывной логистикой (в смысле отказа от традиционной сухопутной южной схемы вывоза по железной дороге или трубопроводным транспортом) характеризуется проект освоения Новопортовского месторождения углеводородов. В советское время не могли подступиться к богатым месторождениям этой части Ямала именно из-за сложностей, связанных с вывозом арктической нефти. Революционный переход на рентабельную круглогодичную бесперебойную морскую схему с использованием нефтеналивного терминала «Ворота Арктики» (установлен в 2016 г.), регулярное дежурство ледокола «Андрей Вилькицкий» в Обской губе обеспечило ввод в эксплуатацию не просто нового месторождения, но, по сути, целой новой крупной нефтяной провинции [24]. Разработанные принципиально новые логистические схемы являются до такой степени значимыми для новых проектов добычи углеводородов как на суше, так и на шельфе, что просто напрямую определяют объемы самой добычи. Раньше, в советское время, при реализации схемы трубопроводной транспортировки всегда создавались емкости для хранения добытой нефти: поэтому такой однозначной увязки «сколько произвели — столько оттранспортировали и практически немедленно» не было. Система сбыта была более инерционной, затратной, но и устойчивой к сбоям в работе каждого элемента. Сегодня этого нет — новая система логистики предельно открытая на внешние рынки, более маневренная и оперативная; однако цена за эту легкость есть — и это возросшие риски нестабильности, против которых не созданы элементы страхования, потому что это удорожает производственные процессы (а новые корпорации считают экономику проекта жестче, чем советское государство). К этой группе проектов нового индустриального освоения Арктики также можно отнести: создание на Новой Земле горнодобывающего производственного комплекса на базе Павловского месторождения свинцово-цинковых руд горнорудным дивизионом Росатома; строительство Баимского ГОКа на западе Чукотского автономного округа; обустройство золоторудных месторождений Купол, Двойное, также расположенных на Чукотке. Во всех этих случаях речь идет о развитии традиционных для арктической экономики направлений горнопромышленной деятельности, но всегда с привнесением элементов новой логистики, новых технологических решений и новых форм социального обустройства работников (вахтовые поселки). Перечислены «новые старые» гринфилд-проекты в корпоративной промышленности Арктики, однако такие проекты есть и в сегменте местной обрабатывающей (пищевой) промышленности. Например, в Байдарацкой губе Ямало-Ненецкого автономного округа создаются местные раболовецкие базы хранения и переработки. Новая логистика опирается на уже ранее созданные железнодорожные и автомобильные трассы (дорога на Бованенково, проложенная вдоль железнодорожного полотна) и новые мобильные технологии (ДЭС, балки, холодильники) [24]. Другой пример — проекты перехода от использования мазута к более экологичным видам судового топлива (прежде всего СПГ), новые биологические технологии (работа микроорганизмов) ликвидации нефтеразливов на водных объектах в Арктике. Отдельную группу развертывающих в Арктике проектов новой индустриализации составляют браунфилд-проекты модернизации иреконструкции объектов «старой» промышленности. Они отражают проявившийся относительно недавно новый феномен «старой промышленности» в Арктике, основные объекты которой создавались еще в 1930-1960-е г. (Вопросы старения и модернизации основных производственных фондов раньше, в силу молодости промышленного освоения, были просто неизвестны арктической индустриализации.) И если первая группа проектов задействует эффекты локализации, вторая — эффекты инновационной логистики (а обе вместе — эффекты инновационного пилотирования и экономии на полученном в результате опыте), то здесь работает «эффект Джека Лондона», когда прошлая экономическая активность, выраженная в наличии уже ранее созданных объектов транспортной, энергетической, производственной инфраструктуры, самого добычного производственного комплекса, удешевляет процессы производственной модернизации. Наиболее характерным случаем здесь являются проекты производственной диверсификации монопрофильных городов Арктики, которые все попадают в данную группу. Например, внутри Когалыма такая диверсификация с созданием новой обрабатывающей промышленности производства вентильных насосов осуществилась усилиями самого градообразующего предприятия — компании «Лукойл — Западная Сибирь». Другой характерный пример — проекты отработки техногенных,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz